Рефераты №2 1965
/ Ачеркан Н.Н., Гаркави А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965 — №2. — С. 48-50.
УДК 340. 6 (071. 1) (469) (048)
Oliveira de Sa F. Институт судебной медицины в Коимбра (прим. ред. — Португалия) и преподавание судебной медицины на медицинском факультете. L’Institut de medecine legale de Coim- b bra et l’enseignement de la medecine legale a la Faculte de medecine de Coimbra. Ann. med. leg., 1964, v. 44, N 4, p. 322—326 (фр. — Франция)
Институт судебной медицины входит в состав медицинского факультета при университете. Его возглавляет проф. Дуарте-Сантос. Сотрудники института подчинены директору, однако некоторые из них получают денежное содержание от Министерства просвещения, а остальные — от Министерства юстиции. Институт осуществляет всю практическую судебномедицинскую работу в городе, научные исследования, а также преподавание судебной медицины на медицинском факультете. При институте функционирует судебномедицинский совет, состоящий из профессоров различных медицинских специальностей. В обязанности совета входит апробация судебномедицинскиЗ? заключений по сложным делам и проверка присылаемых из провинции заключений случайных экспертов. Помимо Коимбры, институты судебной медицины имеются в Опорто и Лиссабоне (структура и функции аналогичны). В провинциях судебномедицинскую службу осуществляют только случайные эксперты — лечащие врачи, имеющие, как правило, весьма слабые познания в судебной медицине. Они проводят экспертизу единолично или с другим таким же случайным экспертом. Лишь в особо сложных случаях для проведения экспертизы выезжает специалист из института судебной медицины. Все лабораторные исследования проводятся только в институтах судебной медицины. Преподавание судебной медицины студентам-медикам осуществляется в течение всего VI курса, по 4 часа в неделю. В программу входят собственно судебная медицина, токсикология, деонтология, медицинское законодательство, судебная психиатрия и общие сведения по промышленной медицине. Для практических занятий и семинаров формируются группы из 5 человек. На занятиях студенты производят вскрытия, пишут протоколы и знакомятся (практически) с другими видами судебно- медицинской работы (освидетельствования живых лиц. лабораторные исследования и т. п.). По окончании курса студенты пишут рефераты и сдают устные экзамены. Студенты-юристы изучают судебную медицину на V курсе в течение одного семестра по сокращенной программе (также при Институте судебной медицины).
Radnai В., Dбrnоtоr L., Kalman Р. Отверстия различного происхождения в митральном клапане, Openings of difi’erent origin on the mitral valve. Acta morphologica, 1964, v. 13, N 1, p. 3—11 (англ. - Венгрия)
Пострадавший 18 лет получил колото-резаную рану в области левого соска и был доставлен в сельскую больницу, где провели хирургическую обработку кожной раны. Через 6 недель его выписали в хорошем состоянии. После этого в течение 6 лет он ни на что не жаловался, работал. Умер от остро протекавшего заболевания (септикопиемия). При вскрытии трупа обнаружено, что перикард плотно припаян к передней грудной стенке, соответственно этому месту имеется аневризма передней стенки правого желудочка. В области конуса легочной артерии на перегородке обнаружено отверстие, ведущее в левый желудочек; на переднем парусе митрального клапана отверстие размером 8X13 мм, на стенке предсердия — еще одно небольшое отверстие. Таким образом, в данном случае произошло самопроизвольное заживление глубокого проникающего ранения сердца, сопровождавшегося нарушением целости межжелудочковой перегородки, митрального клапана и левой предсердно-желудочковой перегородки. Известно, что ранения правого сердца особенно опасны и нередко, даже при надлежащем хирургическом вмешательстве, заканчиваются смертью.
Во втором случае мужчина 21 года получил колото-резаную рану грудной клетки. После выздоровления он работал в течение 11 лет, чувствовал себя хорошо. Затем постепенно стали нарастать расстройства сердечной деятельности, и через 3 года последовала смерть. На вскрытии обнаружены массивные спайки в перикарде и отверстия в переднем парусе митрального клапана и межжелудочковой перегородке. Приведено 8 иллюстраций. Библиография—17 названий.
Еliакis Е., Fully G., Derobert L. Повреждение пыжами при холостых выстрелах из охотничьих ружей. Les lesions traumatiques provoquees par la seule bourre utilisee pour la charge des fusils de chasse. Ann. med. leg., 1964, v. 44, N 5, p. 471—473 (фр. — Франция)
Производили выстрелы в обнаженные трупы из различных видов двуствольные и одноствольных охотничьих ружей (шомпольных и заряжаемых с казенной части). Стреляли с разных дистанций и под разными углами, используя дымный и бездымный порох, пыжи (самодельные и фабричные) и фабричные патроны, из которых предварительно удаляли дробь. При стрельбе, начиная с очень близких дистанций и до 10 м, пыжи причиняли лишь осаднение кожи, а при больших дистанциях вообще не вызывали никаких повреждений кожи и подлежащих тканей. Авторы считают, что пыж может проникнуть в тело только при стрельбе боевым зарядом, когда он увлекается вслед за летящим снарядом через проложенный последним раневой канал. Нельзя не заметить, что полученные авторами результаты в корне расходятся с многочисленными наблюдениями из экспертной практики и данными литературы (Бальтазар и др. ).
Н.Н. Ачеркан
Townsend М., Davidson W. Исследование трупов при авиационных катастрофах.
Pathology investigation of aircraft accidents. Acta med. leg. soc., 1964, v. 7, N 3,
p. 43—46 (англ. — Бельгия)
Увеличение числа авиационных катастроф связано с тем, что пилоты реактивных самолетов работают почти на пределе физических и психических возможностей. Врачи американских вооруженных сил подразделяют причины, ведущие к смерти экипажа, на факторы внешней среды, травматические и болезненные.
К первым они относят гипоксию, изменение давления, стресс, воздействие принятых медикаментов, пищи и пр. Определение количества молочной кислоты в спинном мозгу остатков трупа пилота позволило выявить гипоксию, развившуюся за 30—20 мин. до аварии (оценивая результаты пробы с молочной кислотой, следует учитывать возможность стресса).
Обнаружение повреждений от травматических факторов может позволить восстановить картину происшествия. При аварии реактивного бомбардировщика 2 члена экипажа катапультировались благополучно, а третий погиб от открытого перелома черепа. На хвостовом оперении самолета обнаружена тонкая прозрачная пленка, оказавшаяся слизистой оболочкой придаточной полости носа. Наряду с техническими данными это позволило выявить дефект в катапультирующем механизме и внести исправление в конструкцию самолета. При авариях самолетов гражданского воздушного флота врач должен установить заболевания, интоксикации и полученные повреждения членов экипажа, а также выяснить, что можно сделать для предотвращения подобных аварий.
К числу болезненных факторов относят в первую очередь дегенеративные изменения сердечно-сосудистой системы.
Spann W. Судебномедицинские вопросы при авиационных катастрофах. Gerichtsarztliche Probleme bei Flugzeugunfallen. D. Z. f. d. ges. ger. Med., 1964, v. 55, N 3, p. 128—133
При исследовании трупов людей, погибших в авиационных катастрофах, судебномедицинский эксперт должен установить причины и время наступления смерти. Даже по кускам тканей можно выявить прижизненную реакцию, карбоксигемоглобин, алкоголь. Следует стремиться идентифицировать труп. Увозить его с места происшествия можно лишь после фиксации расположения окружающих предметов. Для идентификации используют дактилоскопию, одежду, документы, украшения и др., для определения пола — скелет, щитовидный хрящ, половой хроматин, возраста — степень окостенения, стертость зубов, роста — кости; выявляют анатомические (характер прикуса и пр. ) и патологические (состояние после операции или ранее бывших повреждений, гипертрофия предстательной железы, атероматоз и пр. ) особенности. Для доказательства принадлежности частей одному трупу определяют их групповые свойства, идентифицируют лакировку ногтей. Врач участвует в выявлении причин аварии, зависящих от пилота (заболевание, переутомление, внезапная смерть, алкоголь, медикаменты и пр. ) и техники (взрыв, охлаждение, недостаток кислорода, пожар и пр. ).
А.С. Гаркави
Patscheider. Особенности смертельных случаев наблюдаемых при зимнем спорте. Bemerkenswerte Todesfalle beim Wintersport. Acta med. leg. soc., 1964, v. 17, N 3, p. 39—41 (нем. — Бельгия)
Лыжник, мчавшийся с большой скоростью, наехал на мужчину, стоявшего возле лыжни. Последний упал, самостоятельно поднялся, но идти не смог. Во время доставления в клинику у пострадавшего развилась афазия и гемиплегия. В связи с этим предприняли трепанацию черепа; признаков повреждения мозга не обнаружили. Вскоре после операции больной умер. На вскрытии обнаружено обширное кровоизлияние в мягкие ткани шеи, разрыв интимы внутренней сонной артерии, свежий тромбоз этой артерии и средней артерии мозга.
Лыжник с большой скоростью наехал на дерево, ударившись о него спиной. Смерть наступила быстро. На вскрытии найден перелом тела X грудного позвонка и полный разрыв грудной аорты.
Многие лыжники были засыпаны лавинами. У них обнаруживали лишь незначительные ссадины и кровоподтеки; повреждения внутренних органов отсутствовали. Смерть наступала от задушения.
Наблюдали также скоропостижную смерть подростка 16 лет на лыжне. При вскрытии найден врожденный порок сердца. Наступлению смерти способствовало физическое напряжение.
Имел место случай самоубийства лыжника, бросившегося со скалы.
Pugh L. Смертельные случаи во время пешеходных соревнований на пересеченной местности. Deaths from exposure on Four Inns walking competition March 14—15, 1964.; Lancet, 1964, v. 1, N 7344, p. 1210—1212 (англ. — Великобритания)
В марте 1964 г. в Англии состоялись традиционные соревнования пешеходов на дистанции 72 км по пересеченной местности (болота, холмы и горы высотой до 1000 м). В соревнованиях приняло участие 240 человек, разделенных на отряды по 3 человека, в возрасте от 17 до 24 лет. Метеорологические условия были тяжелыми: сильный ветер, моросящие осадки, сменявшиеся ливнями; ночью выпал снег; температура воздуха от 0 до 7°. К финишу пришло 22 человека. Уже через 5 часов поступили тревожные сообщения: многие участники почувствовали себя плохо, некоторые оказались в состоянии коллапса. Три человека, судя по данным вскрытия и обстоятельствам происшествия, погибли от действия низкой температуры, физического напряжения и истощения. Из показаний свидетелей известно, что у 1 из них перед смертью наблюдались сильнейшие судороги. Пострадавшие имели недостаточно теплую и промокающую одежду.
Библиография — 5 названий.
Gilli R. Применение микрофлюороскопии при танатологических исследованиях в судебной медицине. L’apporto della microfluoroscopia agli siudi di ianatologia fo-rense. Minerva med. leg., 1964, v. 84, N 3, p. 43—47 (итал. — Италия)
Из разных органов и тканей, находящихся в различных стадиях гниения, вырезали кусочки, заливали в парафин, резали на микротоме, окрашивали гематоксилинэозином, по Вейгерту, ван Гизону, Маллори, Бильшовскому—Пап. При ультрафиолетовом освещении структурные элементы и патологические процессы даже при значительной гнилости выявлялись весьма отчетливо. В легких удавалось обнаружить экхимозы, аспирационные массы, отечную жидкость, пневмонию, туберкулез, карнификацию, эмфизематозные изменения и др. В миокарде хорошо обнаруживались рубцы, в артериях — строение стенки, склеротические и сифилитические изменения (через год после смерти). В почках удавалось отдифференцировать прижизненные дегенеративные процессы от посмертного аутолиза. В печени и селезенке получены менее четкие картины
Н.Н. Ачеркан
похожие статьи
Стандарты проведения судебно-медицинского вскрытия / Петерсон Г.Ф., Кларк С.К. — 2006.