Атипичные огнестрельные ранения
/ Райхман В.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966 — №3. — С. 55-56.
УДК 340.624.1:617-001.45
Брестское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. И.К. Шевчук)
Поступила в редакцию 19/IV 1965 г.
1. Мальчик Г., 13 лет, вбежал в дом. Из передней поверхности шеи струей вытекала кровь. Он успел лишь сказать: «Пулька», упал и через несколько минут скончался. К дому от сарая (15 М) вели следы крови. Возле сарая рядом с деревянной колодой лежал молоток.
При исследовании трупа на уровне передней поверхности нижнего края щитовидного хряща обнаружена дугообразная рана размером 7×4 мм, с неровными, осадненными, кровоподтечными краями, без дефекта ткани, такие же повреждения — в трахее и мышцах шеи. Левая общая сонная артерия полностью рассечена на уровне средины грудино-ключично-сосковой мышцы, обширное пропитывание кровью мягких тканей шеи, резкое малокровие внутренних органов, под эндокардом левого желудочка пятна Минакова.
В связи с сокращением мышц шеи и резким отеком мягких тканей, отдельные участки раневого канала сместились и найти ранящий снаряд было трудно. Его обнаружили в мягких тканях левой надключичной области. Это был кусочек гильзы дугообразной формы, размером 7×4×3 мм, от малокалиберного патрона.
Расследованием установлено, что мальчик ударял молотком по малокалиберным патронам, из которых предварительно извлекал пули. При этом он был смертельно ранен кусочком гильзы, однако некоторое время действовал осмысленно (бежал, говорил).
2. Во время нападения грабителей гр-н В. был ранен выстрелом в живот.
При поступлении в больницу у него на 2 см левее и ниже пупка обнаружено входное отверстие неправильной формы, размером 6x8 мм, с дефектом ткани, пояском загрязнения и осаднения. Такого же характера повреждения были выявлены и на одежде. Выходных отверстий не обнаружено. Каких-либо признаков повреждения органов брюшной полости или раздражения брюшины не было, общее состояние было хорошим. Разрезом мягких тканей в левой поясничной области из подкожножировой клетчатки извлечена пуля калибра 7,62 мм. Свинцовый сердечник отсутствовал, его заменял кусок дерева.
Расследованием установлено, что гр-н В. ранен из обреза винтовки образца 1891—1930 гг. У грабителей изъято несколько патронов, снаряженных пулями с выплавленными сердечниками.
Таким образом, имело место опоясывающее ранение живота. Пуля, обладавшая крайне незначительно живой силой, при вылете из укороченного ствола винтовки пробила кожу передней брюшной стенки и по подкожножировой клетчатке переместилась в левую поясничную область.
3. Мальчик О., 12 лет, с криком вбежал в дом. В голове торчала металлическая трубка. Мальчик рассказал, что стреляя из самопала, заряженного порохом и дробью, во время выстрела почувствовал резкую боль в голове, в руке осталась деревянная рукоятка самопала.
Смерть последовала через 3 часа во время доставки его в больницу.
Судебномедицинским исследованием трупа установлено следующее. На 3 см выше переносицы имеется рана размером 1×1 см, округлой формы, с неровными осаненными, кровоподтечными краями, проникающая в череп и правую лобную долю. В ране обнаружена металлическая трубка длиной 10 см, выступающая на 7 см над поверхностью кожи (см. рисунок). Внутренний конец трубки загнут, плоский. Под твердой мозговой оболочкой справа имеется кровоизлияние (около 100 мл крови), в белом веществе левого полушария головного мозга — множественные мелкоточечные кровоизлияния, в желудочках — около 50 мл жидкой крови.
Труп мальчика О. Видна внедрившаяся металлическая трубка.
Расследованием установлено, что во время выстрела из самопала, заряженного значительным количеством пороха и дроби, трубка оторвалась от ручки и причинила смертельное ранение стрелявшему.
похожие статьи
К вопросу о повреждениях из строительно-монтажного пистолета СМП-1 / Купов И.Я. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1962. — №2. — С. .