Случай причинения повреждений ручной циркулярной пилой

/ Евдокимов П.В., Власюк И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2016 — №15. — С. 66-72.

Евдокимов П.В., Власюк И.В. Случай причинения повреждений ручной циркулярной пилой

Кафедра судебной медицины и патологической анатомии (зав. – д.м.н., проф. А.И. Авдеев) ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, г. Хабаровск
Филиал № 4 (нач. – И.П. Шульга) ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» МО РФ, г. Хабаровск

ссылка на эту страницу

Повреждения пилой в судебно-медицинской практике встречаются достаточно редко. Как правило, эти повреждения возникают в результате несчастных случаев, при этом повреждаются конечности (кисти), или повреждения носят посмертный характер при расчленении трупов. Использование пилы как орудия убийства нам до настоящего случая не встречалось. В доступной литературе имеются описания повреждений листовой медицинской ножовкой, ножовкой по металлу, ножовкой по дереву [1, 3, 5, 6]. Описываются единичные случаи повреждений промышленной дисковой пилой [2, 4]. Повреждения дисковой пилой в работе медико-криминалистического отделения за период с 2001-го по 2011 год не имели места. Однако относительно широкое использование в настоящее время ручных дисковых пил в быту закономерно привело к использованию их также в качестве орудия для нанесения смертельных повреждений. В доступных литературных источниках описания морфологии повреждений при воздействии дисковой (циркулярной) пилы крайне скудны и противоречивы, что требует тщательного изучения и систематизации. Мы считаем, что описываемый нами случай представляет определенный интерес для практических экспертов танатологических и медико-криминалистических структурных подразделений.

В квартире обнаружен труп женщины 42 лет с обширными открытыми повреждениями грудной клетки, головы, шеи и правого плеча (рис. 1).

Рис. 1. Общий вид повреждений на трупе

Из одежды на трупе были только черные бриджи без повреждений. Труп располагался на деревянном окрашенном полу. Под трупом в области головы и грудной клетки имелось скопление крови в виде лужи размером 30 х 50 см. Вблизи краев лужи определялись капли крови в большом количестве, а также множественные веерообразно расходящиеся от головы и грудной клетки трупа брызги крови. На стене, расположенной на расстоянии 40 см от головы трупа, имелись пылевидные брызги крови на высоте 50 см от пола. На полу между брызгами крови обнаружены единичные частицы подкожно-жировой клетчатки и мозгового вещества размером до 0,3×0,5 см, пучки опачканных кровью, мозговым веществом и жировой тканью волос.

При осмотре трупа в лобной области обнаружены множественные (14) ориентированные вертикально практически параллельные раны. Они имели неровные края, осадненные на ширину до 0,3 см, в углах ран соединительнотканные перемычки, концы тупые, овальные, переходящие в надрывы кожи, некоторые из них раздваивающиеся. Протяженность ран до 8 см. Дно представлено неповрежденной лобной костью. Аналогичные по морфологической картине повреждения длиной от 1,0 до 3,0 см выявлены в области носа, верхней губы и правой щечной области.

В правой теменно-височно-затылочной области – обширный дефект ткани волосистой части головы, неправильной геометрической формы, размером до 16×8 см. Края дефекта неровные, крупнозубчатые, лоскутные. Лоскуты многочисленные, неправильной треугольной формы, своими вершинами обращены в просвет описанного дефекта, с неосадненными краями, имеющими множественные разрывы длиной до 0,5 см. Дно повреждения в области дефекта представлено костями черепа.

На поверхности теменной кости выявлены множественные (5) линейные, непараллельные, некоторые сливающиеся повреждения, не проникающие до губчатого вещества кости – надпилы. Профиль выявленных надпилов как треугольный, так и прямоугольный, что связано с углом нанесения повреждения относительно травмируемой поверхности. Ширина запилов от 0,2 до 0,4 см, максимальная глубина до 0,3 см. Глубина максимальная в центральной части, с плавным уменьшением к концам повреждения, что обусловлено как кривизной черепа, так и дугообразной формой рабочей части диска пилы. Края запилов относительно ровные, но в некоторых из исследованных повреждений в области краев имеются участки сколов размером около 0,2×0,2 см, расположенные на расстоянии около 1,90 см друг от друга (рис. 2).

Рис. 2. Повреждение теменной кости ручной циркулярной электропилой

В правой щечной области определяется горизонтально ориентированная рана длиной до 20 см. Края ее неровные, зубчатые, неравномерно осадненные. От них отходят разрывы и насечки длиной до 0,5 см. Стенки повреждения отвесные, неровные, в его просвете видна нижняя челюсть, пересеченная в области правой ветви. Плоскость пересечения кости ровная, на внутренней костной пластинке в области краев повреждения имеются пластинчатые сколы компактного вещества. В дне повреждения определяется частично пересеченный язык. Данное повреждение продолжается в направлении основания черепа, частично пересекая (повреждая) 3-й и 4-й шейные позвонки. Аналогичное повреждение с неполным пересечением трахеи, полным пересечением сосудистонервного пучка, шейного отдела позвоночника, с повреждением спинного мозга расположено на переднебоковой поверхности шеи справа. Плоскости разделения позвонков ровные. Мягкие ткани, образующие стенки раневых каналов, с минимальными, слабовыраженными кровоизлияниями.

На передней поверхности грудной клетки трупа справа, в проекции четвертого межреберья, определяется аналогичное повреждение, проникающее в грудную полость. Края повреждения на кожном покрове неровные, крупнозубчатые, в области нижнего края имеются участки прерывистого осаднения на ширину 0,5 см. Края не сопоставимы друг с другом, при сведении формируют

дефект ткани неправильной щелевидной формы шириной от 0,3 до 0,6 см, длиной 28 см. Повреждение полностью пересекает тело грудины в проекции 4-го межреберного промежутка, верхний край 5-го ребра, перикард и правое легкое с передней поверхности. Плоскость пересечения грудины ровная, края на наружной костной пластинке без сколов и выкрашивания компактного вещества. На ребре плоскость разделения, ориентирована под некоторым углом к длиннику кости. Край повреждения на одном фрагменте имеет мелкозубчатый вид, при стереоскопическом исследовании край отделения на компактной пластинке имеет ступенчатый вид за счет линейных насечек, постепенно углубляющихся в распил (рис. 3).

Рис. 3. Край повреждения (вверху) ребра ручной циркулярной электропилой

Стороны ступенек, ориентированные косо к длиннику ребра, имеют большую длину, чем их поперечник, и образованы за счет углубляющихся к плоскости отделения насечек. Поэтому они имеют ровные края. Поперечники же ступенек мелкозубчатые за счет отлома компактной пластинки. От каждого из таких выступающих участков на губчатом веществе плоскости отделения отходят гребни, образованные за счет отлома ячеек рабочей частью зубцов пилы.

Ниже описанного повреждения имеется группа из 10 повреждений, имеющих сходную между собой морфологическую картину. Повреждения расположены на одной условной прямой линии на расстоянии 1,0 см друг от друга, имеют вид поверхностных лоскутных ран треугольной формы, размером от 0,15×0,2 до 0,35×0,3 см. Глубина повреждений увеличивается от вершины к основанию, максимальная – 0,3 см. Вершины всех лоскутов обращены в одну сторону, визуально различимых осаднений не выявлено.

Имеется повреждение в области внутренней поверхности правого плеча в средней его трети, с зубчатыми краями, локальными участками осаднения, расположенными в области верхнего края повреждения. При сопоставлении краев определяется дефект мягких тканей шириной до 0,6 см; стенки повреждения неровные, мышцы в местах пересечения неровные, края разволокнены, в стенках раневого канала – слабовыраженные кровоизлияния.

На плечевой кости, в области ее медиального края, имеется повреждение глубиной 0,8 см, длиной 1,5 см и шириной 0,4 см, пересекающее кость примерно на одну треть ее диаметра. Визуально верхний край повреждения ровный практически на всем протяжении, на передней поверхности имеется скол компактного вещества максимальным размером 0,3×0,2 см. Нижний край без визуально различимых сколов и выкрашивания костной ткани. В области нижнего края имеется дефект компактного вещества кости в виде параллельных, поперечно ориентированных валиков и бороздок различной ширины, максимальным размером до 1,2 х 0,45 см – надпил. Глубина надпила увеличивается по направлению к основному повреждению и переходит в запил прямоугольной формы. На стенках запила имеется множество практически параллельных, незначительно дугообразных валиков и борозд. Дно повреждения в компактном веществе имеет П-образный профиль, с множеством параллельных валиков и борозд, ориентированных вдоль дна (рис. 4).

Рис. 4. Повреждение трубчатой кости ручной циркулярной электропилой: слева – вид запила в профиль; справа – вид на запил сверху

При стереоскопическом исследовании видно, что верхний край повреждения относительно ровный. В области верхнего края на передней поверхности кости имеются пластинчатые сколы компактного вещества, неправильной треугольной формы, максимальным размером до 0,3 х 0,12 см, основанием направленные к повреждению. На задней поверхности кости край повреждения, образованный запилом, – мелковолнистый, противоположный край – мелкозубчатый. В полости костномозгового канала имеются костные опилки, некоторые из них имеют спиралевидную форму.

Таким образом, исследованные нами повреждения, причиненные дисковой пилой, могут иметь различную морфологическую картину, которая зависит от конкретных условий их нанесения. Тщательное визуальное и стереоскопическое исследование позволяет установить групповые и узкогрупповые признаки травмирующего предмета, такие как толщина и профиль отдельного зубца, степень его остроты, расстояние между зубьями и условия нанесения повреждения.

Рядом с трупом обнаружена ручная циркулярная пила, обильно опачканная кровью, в области бокового ребра которой имелись наложения волос. В соседней комнате обнаружена ручная дисковая пила в виде металлической площадки прямоугольной формы, с фиксированным электромотором. К валу электромотора фиксирован диск, имеющий треугольные зубья высотой 1,0 см, расстояние между вершинами соседних зубьев пилы 1,2 см (шаг пилы), зубья не имеют развода и расположены в одной плоскости с диском пилы, профиль рабочей поверхности зубцов П-образный, шириной 0,35 см. Верхняя часть диска и вал мотора закрыты защитным металлическим кожухом. Максимальная ско-

рость вращения диска – 2200 об/мин, максимальная мощность – 1,3 кВт. Диск выступает за плоскость опорной площадки на 10 см, что соответствует максимальной глубине погружения диска. На внутренней поверхности защитного кожуха диска, на собственно диске, на валу и между зубцами множественные наложения крови, жировой ткани, волос и мозгового вещества (рис. 5).

Рис. 5. Ручная циркулярная пила с наложением веществ биологического происхождения

Вышеуказанные объекты, исходя из строения, наложения биологических частиц, морфологической картины повреждений, были изъяты в качестве вещественных доказательств для дальнейшего судебно-медицинского исследования.

Со слов сожителя, находившегося в момент осмотра места происшествия в состоянии алкогольного опьянения и длительно употреблявшего алкоголь до инцидента, известно, что он нанес несколько ударов в область груди выключенной пилой неизвестному мужчине, который внезапно появился в комнате и угрожал убийством. В процессе «битвы» он сильно устал, в результате чего уснул, а проснувшись, обнаружил лежащую на полу в крови сожительницу, вызвал скорую помощь и милицию.

Таким образом, данный случай показывает, что повреждения дисковой пилой, редко встречающиеся в практической деятельности судебномедицинских экспертов, могут быть не только следствием несчастного случая и результатом расчленения трупа, но и самостоятельной причиной смерти. Необходимо дальнейшее тщательное изучение морфологических особенностей повреждений, причиненных дисковой пилой. Для ответа на вопросы следствия о возможности причинения повреждений конкретным инструментом необхдимо дое исследование представленного орудия, тщательный осмотр трупа на месте его обнаружения, полное и всестороннее исследование повреждений, выявленных при экспертизе трупа, с обязательным последующим стереоскопическим исследованием повреждений на нативных препаратах кожи и после их фиксации.

Список литературы

  1. Азаров, П.А. Морфологические свойства ран кожи, причиненных ручными пилами, в зависимости от их конструкции, кратности и направления воздействий / П.А. Азаров, Б.А. Саркисян, Д.А. Карпов // Сиб. мед. журнал.– 2011. – № 1. – С. 56–59.
  2. Завальнюк, А.X. Характеристика повреждений дисковыми пилами в условиях сельскохозяйственного производства // Судеб.-мед. экспертиза. – 1986. – № 4. – С. 11–15.
  3. Загрядская, А.П. Судебно-медицинская экспертиза при повреждениях пилами и ножницами / А.П. Загрядская, Н.С. Эделев, М.А. Фурман. – Горький, 1976. – 119 с.
  4. Поспелов, Г.П. Необычный случай травмы диском циркулярной пилы с летальным исходом // I съезд судебных медиков Латв. ССР : тез. докл. – Рига, 1985. – С. 304–306.
  5. Эделев, Н.С. Об индивидуальной идентификации пил – ножовок по металлу по следам распила костной ткани // Вопросы судебно-медицинской экспертизы и криминалистики / под ред. А.П. Загрядской. – 1972. – № 4. – С. 115–118.
  6. Эделев, Н.С. Об особенностях костных распилов, причиненных ножовками по металлу, в зависимости от механизма действия пилы / Н.С. Эделев, С.С. Самищенко // Современные вопросы судебной медицины и экспертной практики. – Ижевск, 1975. – С. 89.

похожие статьи

Морфологические признаки колото-резаных повреждений кожи, нанесенных ножом, имеющим пилообразный обух / Евдокимов П.В., Власюк И.В. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2017. — №2. — С. 4-7.

больше материалов в каталогах

Повреждения пилящими предметами