Редкий случай судебномедицинского отождествления личности трупа
/ Кубицкий Ю.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1962 — №4. — С. 56-58.
Научно-исследовательский институт судебной медицины (дир. — В.И. Прозоровский) Министерства здравоохранения СССР
Кubitsky, Yu. M.: A Rare Case of Medico-Legal Identification of a Corpse
Поступила в редакцию 28/V 1962 г.
Методика отождествления личности трупа посредством фотосовмещения прижизненного изображения с фотографией черепа достаточно широко распространена в судебномедицинской экспертной практике. В связи с выполнением подобной экспертизы нам пришлось использовать некоторые редкие методики, опубликование которых может представлять определенный интерес для судебных медиков, а также для представителей органов прокуратуры, дознания и суда.
Рис. 1. Слева — прижизненная рентгенограмма с головы гр-на Ф., справа — рентгенограмма с черепа, представленного на экспертизу.
Рис. 2. На рентгенограммах (слева — прижизненная, справа — с черепа) Пунктиром показано совпадение рисунка соответственно местам утолщения и наложения друг на друга участков костной ткани.
В феврале 1962 г. к нам поступили череп трупа неизвестного человека и фотографии гр-на Ф., исчезнувшего в мае 1961 г.
Так как череп был прислан без нижней челюсти, что в определенной мере снижало возможность доказательственной достоверности результатов фотосовмещения, мы запросили у следователя дополнительные сведения, которые смогли бы охарактеризовать прижизненные физические признаки гр-на Ф. По этому запросу поступило все следственное дело. В нем оказались весьма ценные материалы, которые представилось возможным использовать для задач отождествления, а именно рентгенограмма головы гр-на Ф., произведенная в районной больнице по поводу перелома костей носа за 2 месяца до исчезновения, и 3 фотографии головы обнаруженного трупа (в профиль, три четверти и фас).
Рис. 3. Совпадение лобно-носовой линии на прижизненной рентгенограмме и на контуре тени от черепа, поступившего на экспертизу (слева — контур, вырезанный из бумаги, отрава — тень черепа).
Рис. 4. Фотосовмещение по черепу; слева — с прижизненной фотографией, справа — с посмертной.
На рентгенограмме, сделанной в левый профиль, во-первых, был хорошо виден рисунок в виде затемнений соответственно местам утолщения или наложения друг на друга отдельных участков костной ткани, во-вторых, хорошо контурировался лобно-носовой профиль (рис. 1, слева).
В Институте судебной медицины была произведена рентгенография присланного черепа, при этом мы стремились эмпирически соблюсти то же ракурсное положение и те же условия, при которых рентгенографировалась голова гр-на Ф (рис. 1, справа). Удалось добиться желаемых результатов. Сопоставление сделанной нами и прижизненной рентгенограммы головы гр-на Ф. указывало на полное совпадение рисунка соответственно линиям затемнений (рис. 2).
В принципе на этом можно было бы закончить процесс отождествления. Но мы решили использовать еще некоторые методики. Соответственно лобно-носовой линии, воспроизведенной на прижизненной рентгенограмме гр-на Ф., был вырезан контур из бумаги и наклеен на лист белой бумаги. Этот лист использовался в качестве экрана, на который отбрасывалась тень левого профиля черепа. При соответствующем положении вырезанный контур и контур тени полностью совпали друг с другом (рис. 3).
Наконец, была проверена правильность выполненного фотосовмещения черепа и прижизненной фотографии путем сопоставления с результатами совмещения изображения черепа и посмертной фотографии. Это также привело к положительным результатам (рис. 4).
Производя описываемую экспертизу, мы также сопоставили по методу словесного портрета прижизненную фотографию гр-на Ф. с фотографиями головы обнаруженного трупа.
похожие статьи
Построение «словесного портрета» по анатомо-морфологическим особенностям строения черепа / Горшков А.Н. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 60.