Экспертное значение пупарий мух при исследовании эксгумированных костных останков

/ Рубежанский А.Ф., Очаповский В.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965 — №4. — С. 37-39.

Рубежанский А.Ф., Очаповский В.С. Экспертное значение пупарий мух при исследовании эксгумированных костных останков

УДК 616-091. 6-079. 6

Кафедра судебной медицины (зав. — доц. В.Л. Святощик) Кубанского медицинского института и кафедра зоологии (зав. — проф. А.С. Космачевский) Краснодарского педагогического института

Expert Significance of Fly Pupae in Exhumated Bone Remnants

Rubezhansky, A.F., Ochapovskу, V.S.

 

Поступила в редакцию 4/I 1965 г.

ссылка на эту страницу

В процессе систематических исследований, направленных на установление рациональных критериев давности захоронения трупа по эксгумированным костям, на основании анализа энтомологических находок мы выявили возможность определения времени года, к которому может относиться погребение.

Изучали костные останки 167 трупов, захороненных без гробов в разные периоды года на глубине 80—120 см в одинаковой почве (выщелоченный малогумусный мощный чернозем). Давность погребения от 2 до 38 лет.

Пупарии мух в полости черепа. Давность захоронения 15 лет.

 

На крупных костях, преимущественно в полости вскрытых и невскрытых черепов трупов, погребенных в теплое время года, обнаружены остатки насекомых, представляющие собой темно-коричневые пупарии размером от 3×1 до 7×2 мм, расположенные в виде скоплений (по 8—15) в естественных углублениях костных объектов (см., рисунок).

Энтомологическим исследованием мы установили, что пупарии являются куколками мух, представителей семейства Tachinidae, о чем. свидетельствует характерная окраска, сегментация и другие особенности. Различные размеры пупариев наряду с их внешним сходством, указывают на то, что они принадлежат по крайней мере двум видам мух. В настоящее время не имеется определителей, позволяющих с уверенностью распознать вид мух по пупариям. Однако, исходя из экологии этих насекомых, можно предположить, что крупные пупарии принадлежат крупным представителям ежемух (род Tachina R. D., вид Tachina grossa L.), а мелкие — роду Lucilia R.D., именно зеленой падальной мухе (Lucilia caesar L.). Не исключено, что некоторые пупарии могли относиться к представителям рода Calliphora R.D., в частности синей падальной мухе (Calliphora erythrocephala L.). Эти насекомые очень широко распространены на территории СССР. При оптимальных условиях весь цикл развития, например зеленой падальной мухи, длится до 2 недель.

Все названные представители откладывают большое количество яиц преимущественно на трупы. Так, зеленая падальная муха откладывает в один прием 150 яиц и более, а представители рода Calliphora R.D. — от 450 до 600 яиц.

С учетом биологических особенностей указанных мух можно было бы предположить, что наличие пупарий на скелетированных трупах в земле явилось следствием откладывания яиц на труп до захоронения, или на погребенный труп непосредственно в почве, или в почву с последующим проникновением личинок к трупу.

Хорошо развитое обоняние позволяет мухам быстро находить разлагающийся биологический материал, и при погребении спустя некоторый срок после смерти они успевают отложить яйца на трупы до захоронения. В наших наблюдениях трупы погребали, как правило, через 2—3 дня после смерти. В таких случаях дальнейший цикл развития насекомых вплоть до вылета имаго из окуклившихся личинок проходит уже в почве.

Хотя мухи и улавливают запах разлагающегося в почве трупа и пытаются проникнуть к нему через почву, однако это удается им лишь при условии (наряду с наличием других благоприятных факторов) захоронения на относительно небольшой глубине (обычно не более 40—50 см).

При подходящей глубине захоронения, механическом составе, структуре и плотности почвы допустима возможность проникновения личинок мух из яиц, отложенных в почвенные горизонты над трупом. Таких условий в наших случаях, видимо, не имелось. Иначе мы обнаружили бы пупарии и на трупах, захороненных зимой. При этом к трупу проникали бы уже те личинки, которые вывелись из яиц, отложенных в следующий за захоронением теплый период года, когда процессы гниения, задержанные низкой температурой, начинают развиваться. На костях же трупов, погребенных в декабре, январе и феврале, остатков насекомых или их следов не обнаружено. Пупарии хорошо сохранялись (лишь некоторые из них оказались слегка помятыми) даже при давности захоронения 10 лет и более. На рисунке видно, что они укорочены на 1—2 мм там, где образованы отверстия, через которые вылетали имаго.

Мы не нашли пупариев мух на эксгумированных костных останках трупов, погребенных в почвах, относящихся к желтоземам оподзоленым, хотя эти почвы расположены в южных районах Краснодарского края с более теплым климатом и, следовательно, лучшими условиями для развития мух. Это объясняется тем, что указанные почвы имеют избыточную и к тому же периодически изменяющуюся влажность.

Мы полагаем, что полученные данные могут найти применение в экспертизе эксгумированных костей для определения времени года, в которое был захоронен труп. В таких случаях необходимо учитывать физико-химические свойства почвы, условия захоронения трупа и климатическую характеристику среды, в которой находились останки.

похожие статьи

Установление времени заселения трупа некрофильной мухой Protophormia terraenovae (Diptera, Calliphoridae) для определения продолжительности постмортального интервала / Попов В.Л., Лаврукова О.С., Приходько А.Н., Лябзина С.Н. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2016. — №3. — С. 4-8.

больше материалов в каталогах

Судебная энтомология