Выпадение вещества головного мозга при обгорании трупа
/ Калчев И.Г., Чомаков М.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967 — №2. — С. 46-47.
УДК 340.628.2: 616. 831-007.285-091.1
Кафедра судебной медицины (зав. — проф. Г. Михайлов) Высшего медицинского института, София, и кафедра судебной медицины (зав. — проф. П. Миронов) Высшего медицинского института, Пловдив
Kalchev, I. G., Chоmakоv, M. I: Prolapse of Cerebral Substance in Post-Mortem Burning
Поступила в редакцию 17/Х 1966 г.
При посмертном обгорании трупов в 3 случаях мы находили мозговое вещество между твердой мозговой оболочкой и костями черепа, а в 1 случае — и вне черепа. В доступной литературе подобных описаний нам не встретилось.
Во время авиационной катастрофы (самолет налетел на дерево) погибли 3 члена экипажа, у которых были обнаружены перелом черепа, а также обугливание тела вследствие пожара. У 2 пострадавших между твердой мозговой оболочкой и костями находилось мозговое вещество в виде кашицеобразной массы. Спекшаяся твердая мозговая оболочка была натянута на остальной части вещества мозга, борозды которого были сглажены. На твердой мозговой оболочке соответственно обеим височным долям обнаружены округлые отверстия диаметром 1, 5—2 см, через которые вышло мозговое вещество. На остальном протяжении твердая мозговая оболочка цела. На основании черепа в области переломов была эпидуральная гематома.
В сгоревшем с обвалившейся крышей сарае обнаружен обугленный труп мужчины с переломом свода и основания черепа. В теменной области, между твердой мозговой оболочкой и костями, находились эпидуральная красно-коричневого цвета гематома толщиной 1 см и такой же толщины слой кашицеобразного мозгового вещества, - которое вышло через отверстие твердой мозговой оболочки соответственно теменной доле мозга.
Переломов костей черепа вблизи прорывов твердой мозговой оболочки в указанных случаях не было.
В четвертом случае мы наблюдали подобное явление при отсутствии переломов черепа на трупе мужчины, обнаруженном у сгоревшего стога сена. Кожные покровы и частично мышцы были обуглены. В правой височной области через обугленные мягкие ткани и кости выступало мозговое вещество в виде яйцевидного образования.
Несомненно, что во всех этих случаях был один и тот же механизм описанных изменений. При сильном нагревании головы в условиях пожара мозговые оболочки и вещество мозга по поверхности спекаются, происходит парообразование в более глубоких отделах мозга, вследствие чего мозговое вещество прорывает мозговые оболочки.
Наличие переломов костей черепа, по-видимому, может способствовать этому только частично, так как локальных повреждений костей в области прорыва твердой мозговой оболочки не было. В последнем наблюдении кости черепа были целы и локальный дефект, через который вышло вещество мозга, возник в месте наибольшего обгорания головы.
похожие статьи
Молекулярно-генетический анализ хромосомной ДНК в обожженных костях: миф или реальность? / Земскова Е.Ю., Бордюков М.М., Нарина Н.В., Ковалев А.В., Иванов П.Л. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2016. — №6. — С. 4-9.