Развитие судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств в СССР
/ Бронникова М.А., Гаркави А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967 — №4. — С. 3-7.
УДК 340.68(091) (47)
М.А. Бронникова, А.С. Гаркави
Научно-исследовательский институт судебной медицины (дир. — проф. В.И. Прозоровский) Министерства здравоохранения СССР, Москва
MEDICO-LEGAL EXAMINATION OF PIECES OF MATERIAL EVIDENCE IN THE USSR: ITS DEVELOPMENT DURING THE SOVIET PERIOD
M.A. Bronnikova, A.S. Garkavi
The poor state of this branch of forensic medicine in tzarist Russia is confronted with its great successes in the USSR.
Судебная медицина, как и другие отрасли науки, получила в нашей стране все условия для успешного развития. В данной статье мы попытаемся кратко осветить достижения, которыми обогатился к настоящему времени один из разделов судебной медицины — судебно-медицинское исследование вещественных доказательств.
В России до Великой Октябрьской социалистической революции экспертизы вещественных доказательств проводили во врачебных отделениях губернских правлений фармацевты под наблюдением врачебного инспектора или его помощника. Контрольные экспертизы выполняли в Медицинском совете Министерства внутренних дел. В последние годы перед революцией вещественные доказательства направляли преимущественно в судебно-медицинские кабинеты ближайших университетов, так как квалификация фармацевтов перестала отвечать предъявляемым требованиям.
После революции, несмотря на тяжелое положение, создавшееся в связи с империалистической и гражданской войнами, Советское правительство приняло меры к упорядочению судебно-медицинской лабораторной службы.
Была организована и постепенно расширилась сеть лабораторий. Они входят в состав бюро судебно-медицинской экспертизы и имеют судебно-биологические отделения.
Вопрос о специальности лиц, которым следовало поручать производство судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств, получил разрешение не сразу, но теперь, согласно официальным положениям, к выполнению указанных экспертиз допускаются только врачи — судебно-медицинские эксперты, прошедшие специальную подготовку по этому разделу судебной медицины.
Научная мысль в области судебно-медицинского исследования вещественных доказательств плодотворно развивается, а научные достижения быстро реализуются в экспертной практике.
В аспекте установления наличия крови применявшиеся ранее ненадежные химические предварительные пробы и недостаточно чувствительные микрокристаллические реакции уступили место чувствительному и специфичному методу — абсорбционному микроспектральному анализу. С этой целью разрабатывается также эмиссионный спектральный анализ, обладающий большей чувствительностью, что важно для исследования глубоко измененных следов крови.
Изысканы легко осуществимые способы обнаружения слюны (по амилазе), мочи (по креатинину), пота (по аминокислоте серину) и спермы в пятнах.
Что касается выявления спермы, то здесь впервые применены растительные соки и экстракты (в первую очередь сок из клубней картофеля) в реакциях задержки агглютинации и преципитации в геле. Выяснена природа реакции с картофельным соком: действующим началом в нем является аскорбиновая кислота (витамин С), а в сперме — половой гормон тестостерон. Эти реакции пока следует рассматривать как вспомогательные, но они в значительной мере облегчают отыскание сперматозоидов, что необходимо для доказательства происхождения следов от спермы.
К диагностике различных выделений в пятнах на вещественных доказательствах и костных останков, равно как и к выявлению индивидуальных особенностей крови разных лиц, к отличию естественного цвета и искусственной окраски волос, привлечен эмиссионный спектральный анализ — дифференцирование по качеству, количеству и соотношению микроэлементов, а к диагностике спермы, кроме того, — еще и хроматографическое исследование.
Существенные сдвиги произошли в определении видовой принадлежности белка.
Детально отработана рациональная схема и техника реакции преципитации в жидкой среде (классическая реакция Чистовича—Уленгута) — это обеспечивает получение правильных результатов исследования. Изысканы способы преодоления некоторых недостков этой реакции: возникновение в отдельных случаях неспецифических явлений в зависимости от изменений белка под влиянием химических факторов и от свойств предметов-носителей; невозможность осуществить реакцию при неустранимой мутности вытяжек из объекта. В связи с последним введена в практику модификация реакции преципитации в геле (агаре). Выявлены и объяснены особенности реакции преципитации при определении видового происхождения белка в костях, подвергшихся действию высокой температуры. Большое внимание уделено дифференцированию белка филогенетически близких животных. Изучен диапазон действия преципитирующих сывороток в свете морфологической систематики, т. е. способность их к "родственным» реакциям. Предложено несколько вариантов производства реакции преципитации в жидкой среде и модификаций реакции в геле, позволяющих различать белок животных близких родов.
Значительно упрощена для судебно-медицинских целей реакция связывания комплемента, являющаяся более чувствительной и специфичной по сравнению с реакцией преципитации.
Точному выяснению видовой принадлежности белка способствует изготовление в сывороточном отделе Института судебной медицины некоторых новых реагентов — сывороток, преципитирующих белок крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, лося, верблюда и рыб.
В 20-х годах возникло новое направление в судебно-медицинской экспертизе крови — определение ее групповой принадлежности, что оказалось весьма перспективным и расширило пределы этой экспертизы. Мы имеем в виду разрешение вопросов о возможности происхождения крови от определенного лица (потерпевшего, обвиняемого и др.), о спорном отцовстве (материнстве) и происхождении ребенка от тех или иных родителей путем исследования групповой антигенной характеристики.
Если вначале ограничивались только определением антигенов A и В, то теперь для исследования жидкой крови освоены все известные методы обнаружения антигенов эритроцитарных изосерологических систем — АВ0 MNSs, Р, Rh (антигены С, Cw, D, Е, с, е), Ласерен, Келл, Кидд, Даффи и сывороточных систем — Льюис, Gm и Нр. При наличии соответствующих стандартных сывороток (определение типа Нр сывороток не требует) в Институте судебной медицины определяют группы всех указанных выше систем. Однако ввиду того что судебно-медицинская служба в целом еще не располагает некоторыми необходимыми сыворотками, пока далеко не все указанные исследования проводят в лабораториях периферии. В большинстве из них обычно используют лишь группы систем АВ0, антигены М и N системы MNSs, антиген D системы Rh и антиген Р.
В процессе экспертиз крови в пятнах на вещественных доказательствах в Институте судебной медицины применялись антигены и антитела системы АВ0, антигены S (система MNSs), Le(a) и Le(b) системы Льюис, Р, Gm(a) Gm(x); разарбатывались методы обнаружения в высохшей крови антигенов К (Келл) и Fy(a) (Даффи). Лаборатории периферии располагают меньшими возможностями, так как могут применять лишь те стандартные сыворотки, которыми они постоянно снабжаются (системы АВ0, Р и Льюис).
Сыворотки анти-О(Н), анти-Р, анти-Lea и анти-Leb изготовляют в сывороточном отделе Института судебной медицины. Особо следует отметить, что в этом отделе для определения групп крови готовят и растительные реагенты. Экстракты из семян некоторых растений (ракитник сидячелистный и бобовник Ватерера), содержащие лектин анти-Н, широко используются в практике вместо сыворотки анти-О(Н). Указанное направление является многообещающим, так как применение растительных экстрактов взамен сывороток весьма экономично.
Поскольку групповая дифференцировка распространяется на весь организм человека, в судебно-медицинской практике с успехом применяют определение групп системы АВ0 в выделениях и фиксированных клетках человеческого тела (мышцы, кости, органы, волосы).
Особенно ценной представляется возможность обнаружения антигенов в костях и волосах, так как оно, в частности, способствует идентификации скелетированных трупов.
Отечественные авторы экспериментально доказали наличие в волосах антигенов системы АВ0. Это имеет большое теоретическое и практическое значение, тем более что до сих пор некоторые зарубежные исследователи ошибочно отрицают существование в волосах антигенов. Установлено, что затруднения, возникающие при определении групп в волосах, зависят от характера объекта (кератиновые образования) и потому, помимо механического измельчения волос, предложены и другие способы предварительной их обработки — химический (бромистым литием) и ультразвуковой. Вскрыта причина неудачных опытов отдельных зарубежных авторов — недостаточное механическое размельчение волос и дефекты методики исследования.
Основными препятствиями в определении групповой принадлежности крови и выделений на вещественных доказательствах служат: побочное снижение титра тех или иных реагентов в процессе реакции абсорбции загрязненными предметами-носителями и малое количество объекта исследования.
К большой заслуге советских судебных медиков следует отнести изыскание способа борьбы с неблагоприятным влиянием предметов-носителей, которое нередко ранее приводило к отрицательным результатам исследования. Это — разработка метода «нагрузки» агглютининами или лектинами, позволяющего уловить разницу в степени специфической абсорбции антигенами и побочного ослабления титра сывороток материалами вещественных доказательств.
Интенсивно ведутся работы по применению методов, позволяющих обнаруживать антигены в чрезвычайно малых количествах крови, а именно методов абсорбции-элюции и так называемой смешанной агглютинации.
Иногда групповая принадлежность крови на вещественных доказательствах, в образцах крови потерпевшего и обвиняемого оказывается одинаковой даже при исследовании антигенов нескольких изосерологических систем. В таких случаях, если преступник и жертва разного пола, к разрешению вопроса о возможности происхождения крови на предметах, подлежащих экспертизе, привлекают определение пола по крови. Это исследование производят при помощи извлечения из пятна крови сегментоядерных лейкоцитов и выяснения, носят ли их ядра половоспецифические образования типов А и В, свойственные женской крови. Для вывода о половой принадлежности крови пользуются методом математической статистики — последовательным анализом Вальда. Пол устанавливают также по половому хроматину в хрящах, костях и соматических клетках, оставшихся на орудиях, которыми была причинена травма.
Если определение групп касается выделений человеческого организма, то перед выводом о возможности происхождения их от определенного лица устанавливают степень «выделительства» антигенов системы АВ0 у потерпевших и обвиняемых по образцам слюны или того выделения, присутствие которого ожидается на вещественном доказательстве. В связи с этим отечественные авторы интенсивно разрабатывают проблему «выделительства» антигенов. Проводят сравнительные исследования феномена «выделительства» в выделениях с применением различных реагентов (разновидности сывороток, растительные экстракты). Такая направленность экспериментов позволила детализировать явления «выделительства» антигенов и доказать, что разделение людей на типы «выделителей» (Se) и «невыделителей» (se) слишком схематично и не отражает существующего разнообразия в степени «выделительства», что очень важно для судебно-медицинской практики.
При невозможности получить образец того или иного выделения (например, у трупа) выясняют категорию «выделительства» антигенов системы АВ0, исследуя антигены системы Льюис в образце крови.
Судебные медики нашей страны много работают над повышением качества одной из сложнейших экспертиз — экспертизы сходства волос. Помимо упомянутого выше определения групповой принадлежности, изыскивают химические и физические методы, дополняющие морфологическое исследование. Сюда нужно отнести: действие химических реагентов на поперечные срезы волос с целью дифференциации волос человека и животных, а также морфологически сходных волос разных людей; сочетание химических и термических воздействий для разрешения второго вопроса; выяснение распределения микроэлементов в сходных и несходных волосах (спектрографическое исследование); установление показателей преломления и способности волос к пропусканию волн света (рефрактометрия и фотометрия); изучение явлений макро- и микролюминесценции волос, эластичности и их прочности. Каждый из этих методов исследования может в той или иной мере расширить возможности экспертизы сходства волос, но ни один из них пока не получил широкого распространения в практике.
Кроме того, детализируются данные о структуре кутикулы волос человека и в качестве одного из признаков сходства или различия ее используется подсчет линий рисунка кутикулы.
В целях исключения ошибок при определении видового происхождения волос изучают волосы животных с разных участков их шерстного покрова, причем в настоящее время указанные исследования осуществляют не только в судебно-медицинских учреждениях, но и в научно-исследовательских институтах судебных экспертиз Юридической комиссии при Совете Министров Украинской ССР.
Отечественные судебные медики пытаются внести ясность в такие трудно разрешимые вопросы, как определение регионального происхождения крови и срока, прошедшего с момента образования следов крови и спермы на вещественных доказательствах. Для отличия менструальной и периферической крови предложено электрофоретическое исследование и установление способности к свертыванию, для выяснения давности следов крови и спермы испытывали хлоридный метод, основанный на различной скорости миграции хлоридов в материал предмета-носителя вокруг пятна.
Судебно-медицинские эксперты лабораторий периферии, выполняющие значительный объем экспертной работы, на основании своего практического опыта вносят ряд модификаций принятых или разрабатываемых методов исследования.
В качестве положительного фактора следует отметить то обстоятельство, что при оценке получаемых научных данных судебные медики стали довольно широко применять статистическую обработку материала.
О неуклонном развитии научной мысли в области судебно-медицинского исследования вещественных доказательств можно судить по большому количеству опубликованных работ и сообщений, а также изданию специальных учебников и пособий.
Об успехах в данном разделе судебной медицины свидетельствуют 3 процесса: 1) судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств приобретает все большую роль в расследовании преступлений, в том числе и особо опасных; 2) в научно-исследовательскую работу вовлекается все большее число судебно-медицинских экспертов-практиков; 3) возрастает общебиологическое значение исследований, проводимых судебными медиками.
Так, участвуя в разработке проблемы наследственности у человека, судебные медики получили новые данные развития групповых антигенов в процессе онтогенеза; обнаружили антигены системы Льюис у человеческих плодов, что ранее находилось лишь в сфере теоретических предположений иммунологов и гематологов; детально изучили возрастную трансформацию системы Льюис и создали по этому вопросу гипотезу, важную для генетики.
В процессе применения веществ растительного происхождения при исследовании выделений человеческого организма установили факт взаимодействия витаминов с половыми гормонами in vitro, что может оказаться полезным для некоторых лабораторных исследований, выходящих за пределы судебной медицины.
Результаты работ судебных медиков используют в акушерстве и гинекологии (иммунологические взаимоотношения матери и плода), хирургии (трансплантации органов и тканей) и других областях науки, например в антропологии.
похожие статьи
Судебная экспертиза как инструмент криминалистического прогнозирования / Ковалев А.В., Владимиров В.Ю., Савчук С.А., Романенко Г.Х. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 4-7.