К вопросу о судебно-медицинской экспертизе взрывной травмы
/ Лоттер М.Г., Коновалов А.И. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996 — №1. — С. 76-77.
М.Г. Лоттер, А.И. Коновалов (Тюмень)
В судебно-медицинской практике взрывная травма встречалась эпизодически и была связана с взрывами различных боеприпасов, в основном военного образца, вследствие несчастного случая, самоубийства и реже - убийства. В настоящее время криминальные структуры используют специально изготовленные взрывные устройства, преимущественно с реле времени и радиоуправляемые, с целью убийства или устрашения. Существенную помощь следственным органам для разрешения ряда специфических вопросов оказывают судебно-медицинские эксперты как при осмотре места происшествия, так и при проведении экспертизы (например, о локализации эпицентра взрыва и его мощности, виде взрывного устройства, местонахождении и позе пострадавшего в момент взрыва, взаимном расположении взрывного устройства и отдельных частей тела потерпевшего, какие факторы взрыва участвовали в образовании повреждений и др.).
В основном морфологические особенности взрывной травмы зависят от повреждающих факторов взрыва достигших тела жертвы (волна газообразных продуктов детонации ВВ, ударная волна окружающей среды, осколки оболочки снаряда с конструктивными особенностями взрывного устройства и мощностью ВВ, расстоянием потерпевшего от эпицентра. Не исключается и возможность удара тела человека о грунт и другие преграды, встретившиеся на пути отбрасывания ( так называемые третичные повреждения).
Только в прошлом (1995) году по нашей области было зафиксировано 15 случаев обнаружения взрывных устройств и в 17 произведены взрывы. В нашей практике за последний период имело место два смертельных случая криминальной взрывной травмы с использованием самодельных взрывных устройств. Морфологические особенности повреждений на трупах, с учетом обстоятельств происшествия, позволили установить следующее:
- 1) значительную мощность взрывных устройств (свыше 200 г ВВ — тротила, с учетом всех особенностей разрушений на месте происшествия);
- 2) позу погибших и место расположения взрывного устройства в момент взрыва ( в первом случае пострадавшая находилась в наклонившемся положении кпереди и касалась правой рукой взрывного устройства, лежащего на полу перед ногами; в другом случае — вертикальное положение тела с касанием правой кистью взрывного устройства, закрепленного на дверной ручке);
- 3) самодельный вид взрывных устройств по виду и количеству осколков, внедрившихся в тело потерпевших (в первом случае взрывное устройство было без металлической оболочки, во-втором — в тонкостенном дюралюминевом цилиндре).
Следует отметить, что мощность (величина заряда ВВ) взрывного устройства устанавливалась с учетом характера и объема разрушений, выявленных на месте взрывов и имеющихся повреждений на теле пострадавших. Традиционные методы исследования на дополнительные факторы выстрела (взрыва) не дали положительных результатов в обоих случаях. Для выявления первичных и вторичных снарядов в теле жертвы, в результате срабатывания взрывного устройства, необходимым являлось рентгенографическое исследование.
Таким образом, судебно-медицинская экспертиза при взрывах самодельных взрывных устройств выявляет ряд особенностей, позволяющих решать некоторые вопросы следствия.
похожие статьи
Биологический повреждающий фактор при взрывной травме / Попов В.Л., Кадочников Д.С., Минаева П.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2015. — №6. — С. 20-23.