А.П. Загрядская. Определение орудия травмы при судебно-медицинском исследовании колото-резаного ранения. Библиотека практического врача. 1968, 152 с., 42 рис. Цена 55 коп. Изд-во «Медицина». М.

/ Левченков Б.Д. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968 — №4. — С. 54-55.

Левченков Б.Д. А.П. Загрядская. Определение орудия травмы при судебно-медицинском исследовании колото-резаного ранения. Библиотека практического врача. 1968, 152 с., 42 рис. Цена 55 коп. Изд-во «Медицина». М.

УДК 617-001.41-079. 61(049. 3)

ссылка на эту страницу

Рецензируемая монография суммирует экспертный опыт и многолетние экспериментальные исследования автора, посвященные идентификации колюще-режущих орудий. Некоторые из этих исследований уже появлялись на страницах журнала «Судебно-медицинская экспертиза» и в различных сборниках, остальные публикуются впервые.

Повреждения, нанесенные острым колюще-режущим орудием, весьма нередко служат объектом судебно-медицинской экспертизы. Вопросу идентификации травмирующего орудия при такого рода повреждениях посвящена обширная литература. Тем не менее этот вид экспертизы, в частности дифференцирование колото-резаных повреждений и тем более установление индивидуальных свойств предмета, которым они нанесены, нередко связаны со значительными затруднениями.

Книга А.П. Загрядской имеет целью помочь эксперту преодолеть эти трудности. Помимо подробного, всестороннего и объективного изложения и оценки литературных данных, в ней приведен ряд новых рациональных методик, разработанных автором.

Монография состоит из 3 частей (9 глав).

В главах 1 и 2 изложены понятие о колюще-режущем орудии в широком смысле (имея в виду и случайные предметы, обладающие колюще-режущим действием), а также механизм образования и особенности повреждений тканей тела (кожи, костей, внутренних органов) и одежды. Говоря о форме раны, А.П. Загрядская указывает, что предлагаемая некоторыми авторами классификация — щелевидная, линейная, веретенообразная и т. д. — принципиально неправильна, поскольку отражает лишь характер зияния, фактически же колото-резаные раны — как не имеющие дефекта ткани — всегда линейные. Линии могут быть разными: прямыми, ломаными, дугообразными и т. п. Приведены особенности формы ран в зависимости от наклона клинка и упора на лезвие или обух.

Интересны данные о различии входной и выходной раны, основанные на собственных экспериментальных исследованиях. В отличие от многих авторов, отрицающих такую возможность, А.П. Загрядская предлагает конкретные пути для дифференцирования ран: характерными признаками входной раны служат, например, следы ушиба частями орудия, многочисленные текстильные волокна в ней (при ранении через одежду), обильное отложение ржавчины.

Касаясь повреждений костей, автор отмечает, что даже легкими тонкими ножами (в том числе и перочинными) можно проколоть череп или грудину.

Изучая повреждения внутренних органов, А.П. Загрядская обнаружила, что раны сердца, печени, почки и селезенки (при патологическом ее уплотнении) могут отражать особенности орудия и механизм его действия. Интересно, что такое же экспертное значение (хотя и реже) имеют повреждения пищеварительного канала и стенок сосудов.

В разделе о повреждениях одежды отмечено, что форма разрезов зависит но столько от орудия травмы, сколько от характера тканей, главным образом их плотности. Вообще автор справедливо подчеркивает целесообразность исследования повреждений одежды именно судебно-медицинским экспертом в неразрывной связи с обнаруженными повреждениями тела. Только таким способом можно обеспечить максимальное получение экспертных данных. Исследование одежды нередко дает даже более ценные результаты, чем исследование раны.

В главе 3 «Некоторые особенности колото-резаных повреждений в зависимости от механизма их образования», в частности, подробно изложены результаты глубоких экспериментальных исследований, проведенных автором, освещаются свойства и механизм образования основного и дополнительного разреза, возникающего при извлечении клинка. Эти данные имеют большое теоретическое и практическое значение. Описано, кроме того, экспертное значение основного и дополнительного разрезов на теле и одежде, разволокнения краев разреза на текстильных тканях, отложения ржавчины, наличия волокон поврежденной одежды по краям раны.

Автор провел несколько экспериментальных исследований так называемых побочных разрезов — мелких линейных повреждений одежды, возникающих возле входного разреза, но непосредственно с ним не соединенных. Вопрос этот в литературе почти не освещен. Выяснилось, что такие повреждения характерны для орудия, не имеющего остро заточенного конца (например, нож с обломанным или тупо заточенным концом или даже остроконечное орудие, но с загнутым концом). Предложено убедительное объяснение механизма возникновения побочных разрезов — орудие с затупленным концом с трудом проникает через одежду и втягивает ее за собой в рану. На вершинах образующихся при этом складок возникают побочные повреждения (как следствие режущего действия лезвия при его погружении в рану).

Приведена методика заливки раневого канала с целью получения слепков, дающих представление о конфигурации орудия (клинка).

Глава 4 посвящена непосредственной микроскопии и гистологическому исследованию повреждений. Подробно описана техника исследования и экспертная оценка полученных результатов. Автор рекомендует сочетать оба этих метода. В частности, гистологическое исследование концов раны показывает, что там, где действовало лезвие клинка, эластические волокна пересечены, а в месте действия обуха наблюдается «сгущение» в их расположении, причем волокна распрямлены и охватывают конец раны плотной дугой.

В главе 5 описаны химические реакции на железо и подчеркнуто их значение при решении вопросов о заржавленности клинка, его форме, положении при погружении в тело и др.

Весьма интересны экспериментальные исследования автора с помощью электрографического и контактно-диффузионного методов, описанные в главе 6. Оба эти способа оказались весьма полезными при выявлении следов металла по краям повреждения, а иногда и в глубине раневого канала. Такое же значение имеет и эмиссионная спектрография, примененная автором в эксперименте и на практике. Этот метод незаменим также при отождествлении клинка по его отломкам, особенно если нет возможности совмещения по линии разлома.

Глава 7 посвящена исследованию наложений — текстильных волокон и элементов тела — на орудии травмы. Большую ценность представляют разработанные автором и проверенные па практике методики, позволяющие выявлять клеточные элементы печени, почки, легкого, мозга, кожи и поперечнополосатых мышц через несколько месяцев после ранения. Описаны способы обнаружения и установления однородности текстильных волокон, приставших к клинку. Подчеркнута важность проведения всех указанных исследований неразрывно, одним специалистом, в порядке единой судебно-медицинской экспертизы.

Главы 8 и 9 обобщают итоги исследований и наблюдений автора. Они, кроме того, содержат методические указания применительно к осмотру трупа на месте его обнаружения, исследованию в морге и к экспертным возможностям при разрешении вопросов об орудии травмы и механизме его действия.

В литературном указателе — более 150 русских и 55 иностранных источников.

Хорошо исполнены и удачно подобраны рисунки. Они наглядно иллюстрируют текст.

Особых замечаний по рецензируемой книге нет. Представляется несколько спорным ее название — на наш взгляд, правильнее было бы говорить не о «ранении», а о «повреждении», поскольку речь идет не только о теле человека, но и об одежде. Желательно было бы более полно представить современную иностранную литературу 60-х годов.

Монография А.П. Загрядской — ценный вклад в судебно-медицинскую травматологию. Она будет полезна как судебным медикам, так и юристам.

похожие статьи

Выявление признаков повторной травматизации при колото-резаных повреждениях костей / Кислов М.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 63-65.

больше материалов в каталогах

Повреждения колюще-режущими предметами