Динамика изменений некоторых ультрамикроскопических характеристик сосудов почек при острой алкогольной интоксикации
/ Алябьев Ф.В., Арбыкин Ю.А., Сапега А.С., Паксюткина А.В., Бокиев М.У., Сергеев А.П., Сучкова В.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020 — №19. — С. 20-22.
Алябьев Ф.В.1, Арбыкин Ю.А.2, Сапега А.С.2, Паксюткина А.В.2, Бокиев М.У.1, Сергеев А.П.2, Сучкова В.А.1
1 ФГБОУ ВО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск.
2 ФГБОУ ВО Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Томск
Актуальность. Значительный рост числа несмертельных алкогольных интоксикаций, обусловленных употреблением спиртных напитков лицами, погибшими впоследствии насильственной смертью от травм, приводит к тому, что в судебно-медицинской практике, особенно при исследовании гистологических препаратов и последующей оценке выявленных изменений, становится непросто интерпретировать выявленные изменения на предмет причины, их вызвавшей, а также давности возникновения. Морфологические изменения внутренних органов зависят как от дозы принятого алкоголя, так и от длительности алкогольной интоксикации, тем более что несмертельная алкогольная интоксикация модифицирует ответную реакцию организма при последующем действии внешних стрессоров экстремальной силы, будь то химическое, механическое или термическое воздействие [1–5]. Поэтому важна адекватная оценка вклада алкогольной интоксикации как в развитие смертельного исхода, так и в модификацию изменений органов. Одним из таких органов являются почки, которые реагируют на алкогольную интоксикацию как в результате прямого воздействия этанола на почки при его элиминации в неизменном виде с мочой, так и в результате опосредованного влияния через сосудистую и нейрогуморальную регуляцию. При этом не стоит забывать и о прямом ангиотоксическом действии этанола.
Материал и методы. Для оценки ультраструктурных изменений сосудов почек в динамике алкогольной интоксикации проведено экспериментальное исследование. Объектом исследования явились половозрелые (в возрасте 3 мес.) беспородные белые крысы – самцы массой 250–280 г (n = 60). Контрольную группу составили 5 интактных крыс-самцов.
Время начала введения раствора этанола в каждой серии эксперимента 9 часов 00 минут, время окончания введения 9 часов 10 минут. Крыс выводили из эксперимента путем декапитации под эфирным наркозом через 1, 3, 5, 7 часов после введения раствора этанола. После вскрытия животных правую почку для электронной микроскопии фиксировали в 2,5 % растворе глутарового альдегида на какодилатном буфере рН 7,4, постфиксировали в 1 % четырехокиси осмия, дегидратировали в спиртах возрастающей концентрации и заливали в эпон-аралдит. Срезы готовили на ультратоме LKB-III. Ультратонкие срезы контрастировали уранилацетатом и цитратом свинца. Полутонкие срезы окрашивали толуидиновым синим.
На электронограммах измерена толщина сосудов микроциркуляторного русла в клубочках, а также кровоснабжающих канальцевый аппарат, оценено состояние стенок сосудов, взаимодействие эндотелия с иммунокомпетентными клетками – лимфоцитами, наличие и отсутствие феномена сладжа.
Статистическая обработка результатов была проведена с использованием пакета программ «STATISTICA 6.0» с вычислением для каждой выборки следующих параметров: среднее арифметическое (М) и ошибка среднего арифметического (m). Данные, полученные на экспериментальном материале, обработаны
с помощью тестов Вилкоксона и Манна–Уитни. Статистически значимыми результаты считались при p < 0,05, о выраженной тенденции судили при p < 0,1.
Результаты. При введении этанола в дозе 2 мл/кг не возникают статистически значимые ультраструктурные изменения сосудов почек по сравнению с контролем, что может быть обусловлено небольшой концентрацией этанола в крови и эффективной его утилизацией путем метаболизма в печени, что нивелирует его нефротоксическое действие, тем более что у крыс удельная масса печени довольно высока по сравнению с другими животными и человеком.
При введении этанола в дозе 4 мл/кг сосуды почек реагируют следующим образом. Через один час после введения этанола, пока его всасывание преобладает над элиминацией, изменений по сравнению с контролем нет. Через три часа увеличивается толщина сосудов, что обусловлено отеком и увеличением высоты эндотелия во всех отделах нефрона, а через семь часов увеличение толщины стенки сосудов становится максимальным, несмотря на то, что прямое ангиотоксическое действие этанола уже прекращается ввиду элиминации.
При введении этанола в дозе 8 мл/кг ультраструктурная перестройка в сосудах происходит еще быстрее и выражена больше, чем при интоксикации меньшими дозами этанола. Через час после введения этанола увеличивается высота эндотелиоцитов. Через три часа увеличение становится максимальным и сохраняется до конца семичасового периода наблюдения. Параллельно с этим с третьего часа до седьмого увеличивается количество пристеночно расположенных лимфоцитов, которые выглядят как бы прилипшими к эндотелию, в сосудах клубочков и проксимальных и дистальных канальцев. Через пять часов в единичных случаях в капиллярах дистальных канальцев выявляются скопления слипшихся эритроцитов, которые не похожи на классические «монетные столбики», характерные для сладжа, но могут быть расценены как проявление сладжа с поправкой на то, что деформация эритроцитов могла быть вызвана особенностями фиксации биоматериала.
Выводы. При интоксикации, вызванной введением этанола в дозе
2 мл/кг, значимых ультраструктурных изменений в сосудах микроциркуляторного русла почек не происходит, нефротоксическое действие этанола на ультраструктурном уровне не регистрируется. При интоксикации, вызванной интрагастральным введением этанола в дозах 4 и 8 мл/кг через час после введения этанола регистрируются признаки, свидетельствующие об ультраструктурной перестройке в сосудах почек, которое может быть расценено как проявление прямого ангиотоксического действия пропорционального дозе введенного этанола.
Список литературы
- Алябьев Ф.В. Вероятностное определение причины смерти в случаях несовместимой с жизнью механической травмы и отравления этиловым алкоголем по параметрам морфофункционального состояния надпочечников / Ф.В. Алябьев, Ю.М. Падеров, С.Ю. Кладов, В.А. Добужский, Г.В. Загулов, П.И. Горх // Вестник Томского гос. ун-та, 2003. – № 279. – С. 103–104.
- Алябьев Ф.В. Использование морфофункциональной оценки реакции надпочечников человека в судебно-медицинской диагностике некоторых видов смерти / Ф.В. Алябьев, Ю.М. Падеров, Ю.А. Шамарин // Проблемы экспертизы в медицине, 2001. – № 4. – С. 8–11.
- Алябьев Ф.В. Использование морфофункциональной оценки реакции надпочечников в качестве диагностического теста для определения ведущих танатологических факторов в случаях острого отравления этиловым спиртом, общего переохлаждения организма и механической травмы / Ф.В. Алябьев, Ю.М. Падеров // Вестник Томского гос. ун-та, 2004. – № 283. – С. 86–87.
- Алябьев Ф.В. Морфология надпочечников при смертельной гипотермии на фоне алкогольной интоксикации / Ф.В. Алябьев, А.М. Парфирьева, С.В. Логвинов, А.А. Климачевский // Морфология. – Т. 129, № 4, 2006. – С. 8–9.
- Алябьев Ф.В. Острая алкогольная интоксикация как фактор, модифицирующий ответную реакцию надпочечников человека при танатогенных воздействиях различной природы / Ф.В. Алябьев, С.Ю. Кладов, Ю.М. Падеров, Г.В. Загулов, В.А. Добужский // Сибирский мед. журнал, 2004. – № 1. – С. 39–42.
похожие статьи
Судебно-медицинская диагностика внезапной сердечной смерти на фоне алкогольной кардиомиопатии / Порсуков Э.А. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 42-44.