Опыт совместной работы с японскими специалистами при исследовании останков солдат, погибших во Второй мировой войне на Сахалине и Курильских островах
/ Гейко А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021 — №20. — С. 38-41.
А.В. Гейко
ГБУЗ «Сахалинский областной центр судебно-медицинской экспертизы» (нач. – А.Г. Астахов), г. Южно-Сахалинск
На территории Сахалинской области после военных действий времен Второй мировой войны остаются незахороненными останки солдат армий СССР и Японии [1]. При участии поисковых отрядов ежегодно осуществляется поиск, эксгумация и последующее перезахоронение советских воинов, погибших в районах активных боевых действий в августе 1945 года (Смирныховский район и о. Шумшу в Северо-Курильском районе). В ходе проведения данных работ в рамках гуманитарной акции на основании межправительственного соглашения между СССР и Японией от 18 апреля 1991 года «О лицах, находившихся в лагерях для военнопленных» также проводится эксгумация останков солдат Императорской армии Японии с их дальнейшей передачей японской стороне для вывоза на родину. Для этого в Сахалинскую область каждый год приезжает делегация Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии – Ассоциация по ускоренному осуществлению эксгумации и вывозу на родину останков павших. С 2017 года к исследованию эксгумированных останков по инициативе японской стороны привлекают врача – судебно-медицинского эксперта Сахалинского областного центра СМЭ, а начиная с 2018 года в данных исследованиях участвует также японский специалист-антрополог.
Совместная работа с представителями японской делегации проходит в пгт Смирных, в отдельном здании, позволяющем производить необходимый объем остеологических исследований, включающий раскладку и сортировку костей, их предварительную очистку и последующее детальное исследование
с применением остеометрии и математического анализа [2, 3].
Организуемое с японской делегацией совместное исследование эксгумированных останков солдат направлено на решение следующих задач:
- Установление количества скелетов.
- Определение расы, пола, возраста и роста индивидов.
- Определение давности их пребывания на месте обнаружения.
Также в ходе проводимых исследований по возможности решаются дополнительные задачи, направленные на получение информации для последующей идентификации личности конкретного военнослужащего: - Выявление особенностей строения скелета (аномалий развития, врожденных и приобретенных деформаций костей; патологических процессов; следов медицинского вмешательства).
- Выявление особенностей стоматологического статуса.
- Установление характера и механизма образования повреждений.
Скелетированные останки доставляются с места эксгумации в промаркированных синтетических мешках, помещенных в картонные коробки с пояснительными надписями и приложенными к ним протоколами хода раскопок. Большинство комплектов костей включают также фрагменты личных вещей
и амуниции (обуви, ремней, одежды, боеприпасов и т.д.) с выраженными признаками длительного пребывания в месте захоронения (наложения ржавчины, плесени, фрагментация и окисление). Исследуемые костные останки покрыты обширными наложениями грунта, с множеством корней растений, в том числе в их полостях и естественных отверстиях, часть костей имела участки видоизмененных мягких тканей в состоянии жировоска. В ходе исследования производится аккуратная очистка костей от наложений грунта, растений и видоизменных мягких тканей с использованием ручного инструмента (щеток, кисточек, деревянных игл) и воды.
При определении количества лиц, которым принадлежали костные останки, как правило, подтверждалось соответствие их количеству, установленному при эксгумации на месте раскопок. Вместе с тем, закономерно встречались случаи удвоения одноименных костей либо их частей в пределах одного представленного комплекта, что приводило к увеличению общего количества останков.
Расовая принадлежность индивидов определялись по качественным и метрическим признакам строения черепа, а также по расово-диагностическим признакам строения зубов; диагностика пола и возраста, помимо костей черепа, включала исследование посткраниального скелета, рост устанавливался по диагностическим таблицам различных авторов на основании данных остеометрии наиболее сохранившихся костей. Выбор конкретной методики определялся в зависимости от наличия костей в составе конкретного комплекта и их диагностической значимости [2]. Как правило, совокупность расово-диагностических признаков строения черепа и зубов позволяла в достоверной форме сделать
вывод о принадлежности исследуемого черепа монголоидной расе. Анализ полученных сочетаний поло-специфических признаков в большинстве случаев идентифицировал принадлежность останков индивидам мужского пола, и только в единичных случаях индивидам женского пола. Прогнозируемый биологический возраст при успешном применении доступных методик составил период
16–50 лет. Давность пребывания исследуемых костных останков в местах обнаружения определялась на основании комплексной оценки макроскопических признаков распада костной ткани, зубов и степени сохранности найденных с останками предметов обмундирования, одежды и обуви [2–4]. При этом было установлено выраженное изменение исследуемых объектов, характерное для длительного пребывания в месте захоронения, продолжительностью более 50 лет.
При исследовании костных останков в части комплектов были выявлены значимые для последующей идентификации частные признаки личности в виде некоторых вариантов анатомического строения (метопический лобный шов, добавочная лямбдавидная кость («кость инков») и т.п.). Кроме того, отмечалось наличие огнестрельных повреждений, множественных переломов и фрагментаций костей. Все выявленные особенности и повреждения, а также результаты исследований стоматологического статуса фиксировались в специализированных бланках.
По окончании исследований российским и японским специалистами проводится обсуждение полученных результатов, по итогу которых совместно формулируется заключение о расовой, половой и возрастной принадлежности исследованных останков. Закономерны случаи, при которых высказать суждение о принадлежности останков невозможно – при выраженном повреждении либо отсутствии необходимых костей. Вывод о принадлежности останков японской либо советской стороне формулируется комплексно: на основании результатов остеологического исследования, характера найденных с костными останками личных вещей, обмундирования и вооружения, а также данных архивных материалов. В обязательном порядке производится забор материала для генетического исследования (зубы, трубчатая кость либо иной фрагмент при их отсутствии).
Вместе с тем, по информации японской стороны, ранее были зафиксированы случаи вывоза останков, принадлежность которых к японской национальности генетическим анализом впоследствии не подтвердилась – это Забайкальский регион России (захоронение военнопленных, 2 чел.), а также из Филиппин (10 чел.). В 2020 году в законодательстве Японии, определяющем порядок возвращения останков солдат на родину, были внесены изменения, предполагающие обязательное подтверждение результатов первичных исследований методами молекулярно-генетической идентификации, в том числе с использованием новейшего метода генетической идентификации расового типа, разработанного в Японии в последние годы. Методика данного анализа в последующем будет совершенствоваться и дополняться по мере накопления опыта ее применения, который в настоящее время отсутствует в связи с ее новизной.
В целом опыт совместной работы специалистов Российской Федерации
и Японии показывает свою эффективность и успешные результаты, и среди которых можно отметить следующие:
- – обмен опытом применения разных направлений остеологических методов исследования из разных стран, взаимодополняющих друг друга;
- – совещательный принцип формирования заключения, повышающий его достоверность и объективность;
- – установление профессиональных контактов специалистов разных стран с перспективой дальнейшего гуманитарного сотрудничества на межгосударственном уровне.
В связи с этим мы заинтересованы в расширении масштабов взаимодействия с японским коллегами по обмену передовым опытом, новыми научными разработками, выходящими за рамки совместной работы по передаче останков.
Список литературы
- История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений региона по специальности «История» / М. С. Высоков, А. А. Василевский, А. И. Костанов, М. И. Ищенко ; отв. ред. М. С. Высоков. – Южно-Сахалинск : Сахал. кн. изд-во, 2008. – C. 712.
- Медико-криминалистическая идентификация. Настольная книга судебно-медицинского эксперта / под общ. ред. В. В. Томилина. – М. : НОРМА-ИНФА-М, 2000. – 472 с.
- Методика исследования костных останков в случаях массовых захоронений : метод. рекомендации : одобрено Бюро Президиума Учеб. мед. совета МЗ УССР Протокол № 32 / М-во здравоохранения УССР ; О. А. Пятак. – Киев, 1985. – 12 с.
- Поркшеян, О. Х. Судебно-медицинская экспертиза эксгумированного трупа : лекция для врачей-курсантов / О. Х. Поркшеян. – Ленинград : Ленингр. гос. ордена Ленина ин-т усовершенствования врачей им. С. М. Кирова, 1971. – 43 с.
похожие статьи
Новый метод исследования микроскопической структуры костной ткани / Бабичев В.И., Донцов В.Г. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №2. — С. 46-47.
Параметры плечевого отростка лопатки при идентификации пола человека / Чертовских А.А., Тучик Е.С. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 24-27.