К вопросу о криминальном сожжении трупов
/ Шупик Ю.П. — 1969.
К вопросу о криминальном сожжении трупов / Шупик Ю.П. // Судебная медицина и реаниматология. Материалы расширенной конференции судебных медиков Татарии (научные труды). — Казань, 1969. — Т. 26. — С. 84-86.
Ю. П. ШУПИК (Киев)
УД К 340.6—614.02
Судебно-медицинская экспертиза криминально сожженных трупов является одним из сложных видов исследования и нередко проводится по уголовным делам, связанным с так называемыми «беструпными убийствами».
Особенно сложными, эти. исследования становятся тогда, когда в распоряжение эксперта поступает зола и обугленные измельченные костные отломки.
Несмотря на трудность подобного рода экспертиз, в судебно-медицинской литературе этот вопрос освещен крайне недостаточно. Так, в работах Таге-Иенсена (1927), К. Л. Бридько (1956), А. К. Серопяна (1959), Н. Б. Черкавского (1960) описываются лишь отдельные случаи экспертиз криминально сожженных трупов. Ф. Витольд (1926), Ю. М. Кубинский (1949), А. М. Райская (1956), М. Г. Кондратов (1957), О. X. Поркшеян (1962) дают некоторые рекомендации для экспертных исследований. В связи с этим каждое сообщение по данному вопросу заслуживает определенного внимания.
В нашей практике имела место экспертиза по поводу криминального сожжений трупа с целью сокрытия убийства, результаты которой сыграли немаловажное значение В деле изобличения преступника.
В один из дней ранней весны в райотдел милиции г. Киева поступило заявление об исчезновении гражданки С, с просьбой принять меры к ее розыску. Располагая сведениями, подтверждающими ненормальные отношения С. с ее мужем Б., прокуратура начала следствие. При тщательном осмотре особняка Б. было замечено, что на внутренних частях луток некоторых дверей имелись мелкие брызги бурого цвета. Такие же пятна обнаружили на полу и мебели в столовой, а также на металлической лестнице, ведущей в кочегарку в подвале. Мельчайшие пятна аналогичного вида выявили и на новых туфлях. С, оказавшихся наряду с другими ее вещами в шкафу Б. По поводу пятен, похожих на кровь, Б. заявил, что это кровь кошки, которая окотилась у него в доме. Однако судебно-биологической экспертизой было установлено, что бурые пятна являются кровью человека. На экспертизу направили изъятую в кочегар ке деревянную колоду и обнаруженный в сарае топор. На этих объектах также (была установлена кровь и волосы человека. Сомнений не было, что имело место убийство, и задача состояла в том, чтобы найти труп. Тщательные поиски на территории участка ,и в близлежащих прудах результатов не дали, и лишь после дополнительных осмотров кочегарки в золе, изъятой из двух печей дома Б., нашли резко обугленные кости небольших размеров. Так возникла версия о сожжении трупа.
Под давлением собранных улик Б. признался в совершенном преступлении и рассказал, что между ним и женой возникла ссора, вследствие которой он разволновался ни, не давая себе отчета в своих Действиях, ударил жену по голове сапожной лапой. Увидев, что она мертва, завернул труп в клеенку, пере нес в. машину и ночью выехал к Днепру, где сбросил труп в воду.
Однако, организованные водолазные поиски эту версию не подтвердили. Обнаружение же следов в вида пятен крови и волос человека, а также обугленных костей в золе давало возможность предположить, что труп был расчленен дома и сожжен.
Но вместе с тем, следствие не было уверено в том, что за несколько часов можно было полностью сжечь труп в небольших отопительных очагах.
Как известно, сведения о времени, требуемом для сожжения трупа в отопительном очаге, самые разноречивые, и правильное разрешение этого вопроса возможно лишь с помощью теплотехнических расчетов, учитывая, в каждом случае конкретные условия сожжения.
В подвале дома Б. находилась котельная для системы водя кого отопления, оборудованная чугунным секционным котлом модели ВНИИСТО из четырех секций. Топливник второй печи, выходящей в комнату С, представлял собой современную кирпичную отопительную печь-плиту. Во дворе находился штабель сухих дров и уголь марки АК.
До выполнения теплотехнического расчета изучались обугленные костные отломки. Сравнительно-анатомическим методом исследования установили, что обугленные кости оказались частями скелета человека — черепа, бедра, позвонка, большой берцовой кости, фаланг пальцев руки и стопы. Обнаруженные в топке котла ВНИИСТО останков костей черепа, ребер, позвонков и длинных трубчатых костей, а в топке печи в комнате С. фаланги пальца ноги, ребра, частей позвонков свидетельствовало о том, что в первом отопительном очаге были сожжены череп, части туловища и конечностей, во втором — части нижних конечностей и туловища.
Теплотехнический расчет производится по формуле, предложенной Ю. М. Кубицким:
у = ( а * 600 ) + ( b * c ) / f * h * р,
где у — число часов, а— вес трупа в кг, b—вес топлива в кг (для сжигания 1 кг трупа расходуется дров 2 кг, каменного угля—1, 5 кг); с—теплотворная способность трупа в ккал/кг, f— поверхность колосниковой решетки в м2, h —высота загрузки топлива в м; р —тепловое напряжение топочного простран ства в ккал/м3 час.
Расчеты по формуле показали, что исходные данные тепло вого напряжения топочного пространства, приведенные указан ным выше автором, нуждались в корректировке и составили, не 3500 ккал/м3 за час, а 250 000 для дров и 450 000 для камен ного угля. Таким образом, зная примерный вес тела, а также конструктивные особенности топливников и характер топлива, представилось возможным высчитать,- что сожжение расчленен ного трупа С, в двух топках можно было произвести за 4,5—6 часов.
Это обстоятельство сыграло важную роль в ходе изобличения Б. в убийстве С. с последующим сожжением расчлененного трупа как на предварительном следствии, так и процессе судебного заседания при анализе показаний Б.
В судебно-экспертной практике известны криминальные сожжения трупов не только в закрытых отопительных очагах, но и в открытых (типа костров).
В последнем случае приведенная выше формула также может быть использована для установления времени, необходимого для сожжения трупа или его частей. При этом следует, что величину h в среднем необходимо принимать за 0,3 м; р - 180 000 — 200 000 ккал/м3 час, поскольку отсутствуют стенки топливника и происходит снижение теплового напряжения топочного пространства. f — должно соответствовать площади, занимаемой очагом в м2. Остальные исходные данные не изменяются. Полученные результаты могут быть уточнены в зависимости от конкретных обстоятельств, таких как наличие ветра, создающего дутье и, таким образом, увеличивающего скорость спорангия, влажность воздуха и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
- Бридько К.Л., Вартанов Р.Л. Судебно-медицинская экспертиза и криминалистика на слубже следствия, 1956.
- Кондратов М.Г. Материалы III Всесоюзного совещания судебно-медицинских экспертов, Рига, 1957.
- Кубицкий Ю. М. Труды Гос. научно-исслед. ин-та суд. мед. М., 1949.
- Поркшеян О. X. Сб. работ по теории и практике суд. мед. Л., 1962.
- Райская А. М. III-я Респуб. конференция суд.-мед. экспертов и патологоанатомов Карелофинской ССР, 1956.
- Таге-Йенсен С. Архив криминалогии и судебной медицины, 1927.
- Черкавский Н. Б. Сборник работ по судебной медицине № 1, Благовещенск, 1960.
похожие статьи
Молекулярно-генетический анализ митохондриальной ДНК в обожженных костях: еще раз о пределах возможного / Земскова Е.Ю., Бордюков М.М., Ковалев А.В., Иванов П.Л. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №2. — С. 21-25.
Экспертная оценка клинических и морфологических изменений при термическом ожоговом шоке / Савченко С.В., Новоселов В.П., Ощепкова Н.Г., Тихонов В.В., Грицингер В.А., Кузнецов Е.В. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2017. — №4. — С. 15-19.