Морфология легких при ожоговом шоке
/ Файн М.А. — 1973.
Морфология легких при ожоговом шоке / М. А. Файн // Вопросы судебной медицины и криминалистики. — Петрозаводск, 1973. — С. 24-27.
Состояние легочной ткани при обширных и глубоких термических ожогах кожи, быстро приводящих к развитию шока, имеет большое значение. Оно интересует и клиницистов, с точки зрения лечения таких больных, и судебно-медицинских экспертов. Последним приходится определять прижизненность ожогов, имеющихся на трупах лиц, извлеченных из пламени, и характер реактивных изменений в легких должен учитываться при решении этого важного вопроса.
Между тем содержащиеся в литературе сведения о морфологии легких при тяжелых ожогах кожи пламенем довольно пестры и разноречивы, что наглядно показано в обзорах П. И. Шилова и П. В. Пилюшина (1962), Л. М. Клячкина и В. М. Пинчук (1969) и многих других авторов.
Учитывая изложенное, мы решили поделиться своими наблюдениями, касающимися гистологического изучения легких 27 трупов людей, умерших от ожогового шока в течение первые 12 часов с момента получения травмы. Среди погибших было 6 мужчин и 7 женщин, трупов детей до шестнадцатилетнего возраста— 14, в том числе 7 мальчиков и 7 девочек.
Материал для исследования брался через 12—24 часа после наступления смерти. Кусочки легких фиксировались в 12% растворе нейтрального формалина. Для удаления формалинового пигмента, который мог образоваться в процессе фиксации, часть препаратов перед окраской обрабатывалась 3% раствором перекиси водорода в течение 24 часов. Срезы окрашивались гематоксилин-эозином, фукселином по Вейгерту на эластические волокна, лштиды выявлялись Суданом III и Суданом черным. Лейкоциты окрашивались по методу Марголина. Железосодержащие пигменты открывались реакцией на берлинскую глазурь (по Перлсу).
Наши наблюдения показывают, что при ожоговом шоке в легких постоянно возникают глубокие и разнообразные изменения, которые нередко видны уже макроскопически. Так, во многих случаях они представляются увеличенными в объеме, отмечается выраженный отек легких, еще чаще — их гиперемия и точечные кровоизлияния под висцеральной плеврой.
Особенно резкие изменения обнаруживаются при гистологическом исследовании легочной ткани. Почти во всех наблюдениях имели место те или иные расстройства кровообращения и прежде всего бросалась в глаза выраженная гиперемия. Крупные и мелкие сосуды были обычно расширены, в межальвеолярных перегородках четко контурировались переполненные кровью капилляры. Иногда в легких отмечался спазм сосудов, сужение их просвета с резкой извитостью эластических мембран.
Как известно, в настоящее время ярко выраженная извитость эластических волокон сосудов, их складчатость и сближение друг с другом рассматриваются именно как морфологическое выражение сокращения сосудов (Н. А. Митяева, 1965; М. А. Самотейкин, 1965 и др.).
Во многих случаях обнаруживались явления стаза, иногда в сосудах была видна гемолизированная кровь. Часто встречались кровоизлияния в межальвеолярные перегородки и в легочные альвеолы, причем нередко эти экстравазаты были весьма обширными.
В 17 наблюдениях в сосудах легких содержалось явно повышенное количество лейкоцитов. Особенно ярко это было выражено в венах. Иногда лейкоциты группировались около сосудистых стенок. Заметим, что увеличение количества лейкоцитов отмечалось и в сосудах дыхательных путей, но в легких оно встречалось чаще и было выражено интенсивнее. В некоторых наблюдениях количество лейкоцитов в сосудах легких было столь велико, что оно приближалось к количеству эритроцитов. Увеличение числа лейкоцитов в сосудах, очевидно, связано с начальным проявлением воспаления, состоянием, предшествующим эмиграции лейкоцитов.
В 22 случаях нами отмечено наличие жировых эмболов в сосудах легких. Особенно хорошо жир в артериолах и капиллярах легких обнаруживается при окраске срезов Суданом черным. Там, где судан III не выявляет капелек жира, иногда они хорошо бывают видны при окраске Суданом черным. По-видимому, судан черный является более чувствительным красителем жира. Это наблюдение совпадает с данными других авторов (Т. А. Синицына, 1959), которые рекомендуют применять судан черный для выявления небольших количеств липоидов в стенках сосудов при начальных стадиях атеросклероза.
Просветы мелких бронхов часто были спазматически сужены, их слизистая оболочка собиралась в глубокие бухтообразные складки. Нередко слизистая оболочка отслаивалась от под-слизистого слоя и «тромбировала» просвет бронха. В просветах суженных бронхов были видны также слизь, отдельные слущенные клетки эпителия и целые пласты их, иногда — эритроциты. Рефлекторное возникновение бронхоспазма при обширных ожогах пламенем, когда имеет место очень резкое раздражение рецепторов кожи и дыхательных путей, вполне понятно.
В просветах альвеол часто можно было видеть отечную жидкость и слущенные эпителиальные клетки. Нередко обнаруживались множественные участки ателектаза (вследствие закупорки бронхов слизью) и эмфизема. В связи с ателектазом соседних альвеол и выключением их из дыхания — благодаря заполнению отечной жидкостью, и десквамированными клетками эпителия — эта эмфизема могла иметь викарное происхождение, т. е. патогенетически могла быть связанной с ожогом. О возможности такого происхождения эмфиземы нас убеждает обнаружение ее у маленьких детей.
Однако у взрослых людей мы не можем все эмфизематозные изменения относить к последствиям ожоговой травмы. Безусловно, у некоторых взрослых пострадавших эмфизема в той или иной- степени была признаком сопутствующего заболевания или проявлением возрастной патологии. В участках эмфиземы альвеолы «были резко расширены, межальвеолярные перегородки часто разорваны.
Особенно значительно страдали эластические волокна межальвеолярных перегородок. Иногда они сливались друг с другом, а чаще разрывались и подвергались лизису. В ряде случаев во многих участках наблюдались разрывы эластических волокон и лизис их при целости остальных структур межальвеолярных перегородок.
Судя по некоторым литературным данным, при ожоговом шоке очень часто встречается пневмония. Например, Р. И. Каем (1966) и другие при быстрой смерти обожженных больных в шоковом состоянии на фоне выраженных нарушений кровообращения и сосудистой проницаемости в легочной ткани и стенке бронхов наблюдали острые десквамативные 'бронхиты с развитием во всех случаях мелкоочаговой перибронхиальной гнойно-геморрагической пневмонии.
Но мы (возможно, в связи с очень ранним наступлением смерти пострадавших) пневмонию встретили только один раз. Речь идет о годовалом ребенке, прожившем после получения обширных ожогов 30 минут. Однако не исключено, что пневмония в данном случае была сопутствующим заболеванием.
В мелких разветвлениях бронхов и в альвеолах нередко обнаруживалась копоть в виде отдельных крупинок или черной каемочки. Ранее нами указывалось (1963), что при массивном вдыхании пострадавшим во время пожара копоти она может попасть в кровь и там фагоцитироваться лейкоцитами. Проникновение частиц копоти в кровь, находящуюся в просвете легочных сосудов, и фагоцитоз их лейкоцитами отмечены нами в 15 наблюдениях. В одном случае лейкоциты, «нагруженные» черными частицами копоти, были видны в расширенных сосудах плевры.
Таким образом, изучение нашего экспертного секционного материала показывает, что некоторые быстро возникающие изменения со стороны легких при ожоговом шоке могут быть использованы для судебно-медицинской диагностики прижизненного происхождения ожоговой травмы.
ЛИТЕРАТУРА
- Каем Р. И.— Архив патологии, 1966, 2, 60.
- Клячкип Л. М., Пинчук В. М. Ожоговая болезнь. Л., 1969.
- Митяева Н. А. — Судебно-медицинская экспертиза, 1965, 4.
- Сaмотейкин М. А. — Труды Благовещенского медицинского института, 1965, т. 7, вып. 1, 24.
- Синицына Т. А. Атеросклероз и .инфаркт миокарда. М., 1959. Файл М. А.— Тезисы докладов 3-й научной конференции по проблеме ожогов, Л., 1963, 153.
- Шилов П. И., Пилюшин П. В. Внутренняя патология при ожогах. И., 1962.
похожие статьи
Экспертная оценка клинических и морфологических изменений при термическом ожоговом шоке / Савченко С.В., Новоселов В.П., Ощепкова Н.Г., Тихонов В.В., Грицингер В.А., Кузнецов Е.В. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2017. — №4. — С. 15-19.
Факторы неспецифической резистентности как возможные индикаторы развития и тяжести шока / Харин Г.М. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №2. — С. 29.