К вопросу о каталептическом трупном окоченении (С обзором отечественной и зарубежной литературы)

/ Торосян А.С., Тертерян Р.С. — 1964.

К вопросу о каталептическом трупном окоченении (С обзором отечественной и зарубежной литературы) / А.С. Торосян, Р.С. Тертерян // Сборник трудов Бюро главной судебно-медицинской экспертизы и кафедры судебной медицины ереванского медицинского института / под ред. проф.Н. М. Авакяна. — Ереван, 1964. — В.4(5). — С. 35-41.

Кандидат мед, наук А. С. ТОРОСЯН, кандидат мед. наук Р. С. ТЕРТЕРЯН
Бюро главной судебномедицинской экс­пертизы Министерства здравоохранения Арм. ССР и кафедра судебной медицины Ереванского медицинского института (зав. кафедрой проф. Авакян Н. М.).

ссылка на эту страницу

Издавна в литературе описываются случаи парадоксально протекающего трупного окоченения, при котором вся скелетная мускулатура в момент смерти приходит в состояние , окоченения с такой быстротой, что труп фиксируется в положении последнего прижизненного произвольного мышечного сокращения.

Du Bois — Reymond (1877), наблюдая подобный случай окоченения у подопытных животных при механических повреждениях стволовой части головного мозга, назвал это явление каталептическим трупным окоченением.

Шерингтон и Магнус показали, что ригидность мышц, вызванная удалением переднего мозга, иногда после смерти животного очень быстро, минуя стадию расслабления, непосредственно переходит в резко выраженное трупное окоченение.

Путём электрического и механического раздражения спин ного мозга Falk (1873) у подопытных животных получил экспериментальную модель каталептического трупного окоченения. Lochte и Baumann (1924) описали случай молниеносного развития трупного окоченения у кошки, головной мозг которой был полностью разрушен выстрелом из огнестрельного оружия. Гарейз К. (1870) в своем отчете о битве при Седане описал два случая каталептического окоченения на трупах людей. С желанием оказать помощь он подошел к одному солдату, лежащему на спине с высоко вытянутыми руками, и увидел посиневшее лицо мертвеца, а приподнятые руки оказались в состоянии резкого трупного окоченения. В другом случае автор обнаружил труп солдата в сидячем положении, изящно подносящего чашку ко рту, от которого гранатный выстрел оставил лишь нижнюю челюсть, тогда как вся остальная часть головы была оторвана.

Rossbach (1870) описал случай каталептического трупного окоченения у одного солдата, труп которого был обнаружен в полусидячем положении, держащим в поднятой и окоченевшей руке фотографию женщины, на которую был устремлен его взгляд.

В литературе опубликован ряд наблюдений, произведенный авторами на полях сражения, когда окоченевшие трупы людей с ранениями мозжечка (Seydel 1889); головного мозга (Кютнер 1890; Kohler 1900); продолговатого и спинного мозга (Lochte 1923; Schultze 1929) были обнаружены в том положении, в котором они находились в последний момент жизни, например — в позе стреляющего из винтовки, заряжающего ружье и т. д.

Martin (1938) описал случай каталептического трупного окоченения, когда при мгновенной смерти, наступившей в результате огнестрельного ранения головы с застреванием пули в мозжечке, человек упал с поднятыми в воздух руками и ногами; вследствие молниеносного развития трупного окоченения тело зафиксировалось в этом положении, и, не нарушая его, труп можно было поворачивать, как кусок дерева.

Hildebrand (1924) наблюдал каталептическое трупное окоченение, при котором в поднятой руке трупа мужчины был зажат топор.

Магомет Амара считает, что каталептическое трупное окоченение может наступить и при утоплении в холодной воде.

Э. Кноблок (1959) опубликовал случай каталептического трупного окоченения у трупа мужчины, смерть которого наступила от отравления светильным газом; труп был обнаружен в сидячем положении.

Э. Будэн описал каталептическое трупное окоченение у людей, пораженных молнией.

Описаны также случаи каталептического трупного окоченения у лиц, умерших ненасильственной смертью.

По сообщению Lawess труп скоропостижно умершей женщины был обнаружен с полностью окоченевшей мускулатурой, стоящим на коленях перед корытом (женщина была жива за 10 минут до этого).

Однако, не все авторы признают существование каталептического трупного окоченения. Meixner (1923) считает, что своеобразные, порою напоминающие произвольные действия позы трупов, описанные авторами, связаны не с каталептическим трупным окоченением, а с различными случайными моментами , как, например: удерживанием членов тела после смерти окружающими предметами, изменением положения трупа посторонней рукой и т. д.

По мнению Mtiller (1953) каталептическое трупное окоченение существует, однако, оно встречается настолько редко, что судебный врач не должен расчитывать на возможность наблюдения его в своей повседневной практике.

Механизм возникновения каталептического трупного окоченения авторы объясняют различно. Falk (1873) и Kratter (1921) полагают, что в механизме наступления каталептического трупного окоченения важное значение имеют наблюдающиеся, при некоторых травмах центральной нервной системы, тонические сокращения скелетных мышц.

В эксперименте на кошках Falk показал, что при механическом, разрушении верхнего отдела спинного мозга предсмертные тонические судороги не расслабляются, а непосредственно переходят в трупное окоченение, при этом животное часто сохраняет ту позу, которую оно занимало, в момент смерти. На основании своих опытов автор приходит к выводу, что «каталептическое трупное окоченение отнюдь не является случайным и объясняется просто как следствие определенных повреждений; вызывая столбняк, который продолжается даже после остановки дыхания и сердечной деятельности, эти повреждения вместе с тем благоприятствуют очень раннему наступлению трупного окоченения, хотя сама смерть может и не наступить мгновенно».

Kohler (1900) считает, что необходимыми условиями для появления каталептического трупного окоченения должны быть признаны утомление мышц, обильная потеря крови и внезапная смерть.

Muller (1953) ведущее значение в механизме каталептического трупного окоченения придает патологически повышенным нервным возбуждениям, возникающим в нервных центрах стволовой.части головного мозга, при некоторых повреждениях центральной нервной системы. Автор считает, что если у животного произвести перерезку головного мозга ниже красных ядер (на уровне середины моста), то тонус скелетных мышц повышается до такой степени, что животное некоторое время, даже после смерти, продолжает стоять на ногах и иног­да быстро наступившее окоченение фиксирует то положение животного, которое оно занимало в момент смерти.

Н. Е. Введенский, трактуя, процесс каталептического трупного окоченения в свете теории парабиоза, допускает, что его наступление связано с «поражением продолговатого мозга: обильные ряда импульсов пробегают при этом по нервам в мышцы, вызывают судорожную контрактуру их, а вслед за тем наступает окоченение».

Нами было решено изучить возможность получения экспериментальной модели каталептического трупного окоченения.

В настоящем сообщении приведены результаты только тех серий опытов, где мы, с целью приближения задачи исследования к судебномедицинской практике, отказались от принятых в физиологических лабораториях специальных методов эксперимента. В наших опытах животные (кролики) умерщвлялись острой кровопотерей (11 опытов), механической асфиксией (10 опытов), поражением электричеством (13 опытов), воздушной эмболией сердца (6 опытов), отравлением стрихнином (14 опытов), разрушением полушарий и стволовой части головного мозга (32 опыта).

Методика эксперимента позволяла графически регистрировать процессы сердцебиения, дыхания, двигательных возбуждений в ходе опыта и в процессе умирания, а после смерти животного сроки развития трупного окоченения.

В этих опытах нам не удалось наблюдать явления каталептического трупного окоченения.

Однако, как видно из приведенного выше обзора, медицинская литература располагает достаточно убедительными данными по вопросу о каталептическом трупном окоченении.

Подытоживая результаты приведенных авторами наблюдений и экспериментов, нетрудно убедиться в существовании каталептического трупного окоченения, механизм которого нам представляется следующим образом. Под действием беспорядочных потоков нервных раздражений, возникающих при некоторых поражениях головного и спинного мозга, скелетная мускулатура приходит в своеобразное состояние, которое внешне можно характеризовать как контрактуру. В этих условиях, по видимому, процесс распада аденозинтрифосфорной кислоты в аденозиндифосфорную совершается чрезвычайно активно, и если при этом имеет место быстрая смерть, то находящиеся в фазе анаэробного гликолиза (при отсутствии восстановительных реакций) укороченные мышцы более не расслабляются и окоченевают в состоянии последнего прижизненного активного сокращения.

Нужно полагать, что для наступления каталептического трупного окоченения одного поражения определенных участков центральной нервной системы недостаточно. Для появления этого процесса определенное значение имеют: функциональное состояние центральной нервной системы в момент повреждения; пережитые непосредственно перед смертью эмоции. Известно, что при сильных эмоциональных возбуждениях количество ацетилхолина в мышечной ткани повышается, следовательно, распад аденозинтрифосфорной кислоты, ускоряется; характер травмы, в частности, быстрота разрушения мозговой ткани; состояние баланса макроэргических соединений в мышечной ткани и.т. д.

Таким образом, в отличие от трупного окоченения, каталептическое окоченение нельзя рассматривать как пассивный посмертный процесс. Для его наступления необходима определенная физиологическая настроенность центральной нервной системы и развивающаяся на этом фоне повышенная реактивность переживающих нервной и мышечной тканей.

Исключительную редкость описанных случаев каталептического трупного окоченения, на наш взгляд, можно объяснить тем, что для наступления этого процесса необходимо сочетание ряда условий внутренней и внешней среды организма, одновременное появление которых в практике встречается крайне редко.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Будэн Е. цит. по Зейдел К.
  2. Введенский Н.Е. Полное собрание сочинении, т. 3, Л., 1952.
  3. Гарейз К . цит. по. Зейдел К.
  4. Зейдел К. Руководство по военно-полевой хирургии, СПБ., 1905
  5. Кноблох Э. Медицинская криминалистика; Прага, 1959.
  6. Кютнер, цит. по Зейдел К.
  7. Стрельцов В. В., Архив биологических наук, 1931, 31, 2-3.
  8. Шеринг-тэп и Магнус, цит. по Стрельцову В. В.
  9. Dti Bois—Reymond, Cesammelte Abllandl. г. allg. Muskel — u. Ner-venphysik, Leipzig, 1877, № 2.
  10. Falk P., Deut. rnilit. Zeitschr., 1873.
  11. Hil-debrand цит, по Miiller B.
  12. Kohler A. Die rnodernen Kriegswaffen, Berlin, 1900.
  13. Kratter J., Gerichtliche Medizin, .-Stuttgart, 1921.
  14. Lawess, цит. по Miiller B.
  15. Lochte Т., Deut. Zeitschr. fur die ges. u. ger. Medizin, 1923, Bd. 2.
  16. Lochte Т., und Baumann J., Deut. Zeitschr. fur die ges. u. ger. Medizin, 1924, Bd. - 3.
  17. Магамет Амара. Основы судебной медицины, капре—Касарайни, 1953 (на арабском языке).
  18. Martin E., Precis do medecine Legale, Paris, 1938.
  19. Meixner K . , Deut. Zeitschr. fur die ges. u. ger. Medizin, 1923. Bd. 2.
  20. Miiller В., Gerichtliche Medizin. 1 .; Berlin-Got-tinmen-Heidelberg, 1953.
  21. Rossbach J., Arch, fur Pathologische Anatonne und Physiologie und fuеr klinische. Medizin, 1870, Bd. 51.
  22. Schultze W., Deut. Zeitschr. fur die ges. u. ger. Medizin. 1929, Bd. 13.
  23. Seydel G., Virteljahrschrift fur der Medizin, 1889, Bd. 50.