Случай внутричерепной опухоли с последующей травмой головы

/ Лихт Л.Л., Дельва В.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1958 — №3. — С. 49-51.

Лихт Л.Л., Дельва В.А. Случай внутричерепной опухоли с последующей травмой головы

Сталинское областное бюро судебномедицинской экспертизы (начальник — П.А. Контрольский) и клиника нервных болезней (зав. — проф. П.А. Миниович) Сталинского медицинского института

Поступила в редакцию 20/I 1958 г.

ссылка на эту страницу

Среди новообразований, наблюдаемых при судебномедицинских вскрытиях, нередко встречаются опухоли мозга и его оболочек.

Особый интерес представляют внутричерепные опухоли с последующей травмой. В таких случаях обширные кровоизлияния в опухоль (иногда с полным ее разрушением) затрудняют диагностику и могут быть приняты за травматические.

В доступной нам литературе мы нашли только одно сообщение о сочетании внутричерепной опухоли с травмой головы. О.Я. Эстрин (1956), приводя случай сочетания травмы головы и метастаза рака легкого в правое полушарие мозжечка, расценивает травму как фактор, способствовавший клиническому проявлению опухоли и ускоривший ее развитие.

Приведем наше наблюдение.

Больная С., 25 лет, поступила в клинику нервных болезней 1/XI 1957 г. с жалобами на боли в спине, головную боль, слабость ног, особенно правой.

Больная сообщила, что она заболела 15/Х 1957 г., после того как была сильно избита мужем. Удары наносились кулаком и ногами по разным частям тела, в том числе по спине и голове. Сознания не теряла. В течение нескольких дней находилась- дома, а затем в связи с сильными головными болями и болями в разных частях тела была направлена в больницу.

В сентябре 1957 г. больная в течение недели болела гриппом. (Других заболеваний не помнит. Три месяца назад были срочные роды, которые перенесла благополучно.

При поступлении общее состояние средней тяжести. Со стороны внутренних органов изменений не обнаружено. Артериальное давление 100/70 мм. Кровь и моча без патологии. Температура нормальная. Следов ушибов на коже не обнаружено.

Данные неврологического обследования. Зрачки широкие, на свет реагируют слабо, отмечается небольшое ограничение движений глазных яблок в стороны. Левая носогубная складка сглажена. Язык при высовывании слегка отклоняется вправо от средней линии. Больная самостоятельно ходить не может из-за слабости в ногах, особенно в правой. Сухожильные рефлексы снижены. Симптом Бабинского положительный с обеих сторон. Отмечаются болезненность корешковой зоны, ригидность мышц затылка. Обнаружен симптом Кернига.

При поясничной пункции получена кровянистая жидкость. Реакции Панди и Нонне-Апельта резко положительные, содержание белка 1,6%о, цитоз 4, реакция Вассермана отрицательная.

Острота зрения на оба глаза понижена до 0,6. На глазном дне — застойные сос­ки зрительных нервов.

В последующие дни состояние больной неуклонно ухудшалось Появились тетрапарез, более глубокий в правых конечностях, а также бульварные нарушения (поперхивание при еде, носовой оттенок голоса), парез правого, отводящего нерва. Зрение продолжало ухудшаться. Периодически наблюдались коллаптоидные состояния. Смерть наступила 21/XI 1957 г.

Арахноидэндотелиосаркома. Инфильтрация ткани мозга пластами опухо левых  клеток.

Арахноидэндотелиосаркома. Инфильтрация ткани мозга пластами опухо­ левых клеток. Окраска гематоксилин-эозином. Малое увеличение.

Клинический диагноз: травматическое субарахноидальное и интрацеребральное кровоизлияние; субдуральная гематома в области задней черепной ямки (?).

Данные вскрытия. При наружном осмотре каких-либо повреждений на волосистой части головы не обнаружено. В мягких тканях затылочной области слева — участок красновато-бурого цвета 4,5X2,5 см. Соответственно ему в сухожильном шлеме и под надкостницей затылочной кости — участок темно-бурого цвета 2X1 см. Кости черепа целы.

Твердая мозговая оболочка напряжена. На наружной поверхности ее в области затылочных долей обнаружены многочисленные, местами сливающиеся очаги кровоизлияния. Под твердой мозговой оболочкой — кровянистая жидкость. Мягкая мозговая оболочка выпуклой части и основания мозга полнокровна, прозрачна, в нижнегрудном и верхнепоясничном отделах спинного мозга пропитана кровью. В затылочной доле левого полушария имеется очаг 6X 5 см кашицеобразной консистенции, буровато-красного цвета, нечетко отграниченный от окружающей ткани. Других видимых очаговых изменений в ткани головного и спинного мозга не обнаружено. В полостях боковых желудочков — кровянистая жидкость.

Многочисленные свежие кровоизлияния наблюдались в поджелудочной железе, парапанкреатической и паранефральной клетчатке и клетчатке малого таза. Данные макроскопического исследования, полученные при вскрытии, укладывались в картину травматического кровоизлияния.

При гистологическом исследовании в мозгу обнаружена опухоль, состоящая из полиморфных клеток арахноидэндотелия с типичными концентрическими фигурами, местами состоящая из сосочков с нежной васкуляризированной стромой, покрытых полиморфными клетками. Местами пласты опухолевых клеток на незначительном протяжении инфильтрируют ткань мозга (см. рисунок). В ткани опухоли отмечаются обильные отложения гемосидерина и обширные свежие кровоизлияния. Мягкие оболочки в области мозжечка и епинного мозга резко утолщены, инфильтрированы кровью. В них отмечается пролиферация соединительнотканных клеток с отложением гемосидерина.

Гистологический диагноз: арахноидэндотелиосаркома с обильным кровоизлиянием в ткань опухоли.

В заключении было указано, что причиной смерти явилось нарушение функции жизненно важных отделов центральной нервной системы, обусловленное ростом массивного опухолевого узла в левом полушарии головного мозга. Травма головы вызвала нарушение кровообращения в опухоли, появление клинических признаков опухоли, протекавшей до травмы бессимптомно, и обусловила более быстрое наступление смерти. Травма головы сама по себе не была тяжелой (без потери сознания); морфологические изменения, вызванные травмой, локализовались главным образом в опухоли; субарахноидальные кровоизлияния в области мозжечка, обнаруженные лишь при гистологическом исследовании, в нижнегрудном и верхнепоясничном отделах спинного мозга, не были столь значительными, чтобы ими можно было объяснить клиническую картину, развившуюся после травмы, и смерть больной.

Кровоизлияния в поджелудочной железе, парапанкреатической и паранефраль- ной клетчатке и клетчатке малого таза были свежими, и мы рассматривали их не как травматические, а как проявление нарушения кровообращения при опухолях мозга в связи с нарушением функции высших сосудодвигательных центров.

Смертельный исход был обусловлен не тяжестью травмы, а наличием у пострадавшей опухоли, исходящей из оболочек головного мозга.

Выводы

  1. В судебномедицинской практике могут иметь место случаи внутричерепной опухоли с последующей травмой головы.
  2. Наличие сосочковых, хорошо васкуляризованных образований в опухоли является фактором, способствующим кровоизлиянию в опухоль с разрушением ее даже при небольшой травме.
  3. Обширные кровоизлияния в опухоль значительно затрудняют дифференциацию между опухолью с кровоизлиянием и травматическим кровоизлиянием с разможжением мозговой ткани. Гистологическое исследование в подобных случаях имеет решающее значение.

похожие статьи

Летальная травма пищевода и аорты дисковой батареей у ребенка / Кузьмичев Д.Е., Баринов Е.Х., Болдова О.Ш., Скребов Р.В., Чирков С.В., Вильцев И.М. // Медицинская экспертиза и право. — 2017. — №3. — С. 49.

Вероятностная математическая оценка травматического и нетравматического генеза субдуральных гематом / Недугов Г.В. // Проблемы экспертизы в медицине. — 2008. — №2. — С. 11-13.

К вопросу судебно-медицинской оценки синдрома запястного канала / Кулеша Н.В., Егоров К.Е., Мусиенко А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 75-77.

Патофизиологические особенности жевательного аппарата при раке толстой кишки / Иорданишвили А.К., Баринов Е.Х. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 60-62.

больше материалов в каталогах

Прочие травмы ТТП

Черепно-мозговая травма

Болезни нервной системы

Новообразования