Топография переломов костей черепа при падениях навзничь со ступеней лестничного марша
/ Авдеев А.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 1998 — №1. — С. 44-47.
При падении тела человека со ступеней лестничного марша локализация точки соударения по задней поверхности головы зависит от нескольких причин:
- • высоты падения, а, следовательно, угла вращения вокруг своей оси в точке опоры
- • положения головы в момент соударения
- • места соударения (край ступени, ребро ступени, площадка ступени и ЛП) и т.д.
При падении навзничь нами выделены четыре разновидности по локализации точки соударения: в затылочной области и зоне теменно- затылочного шва, в теменной и височной областях. Имели место варианты соударения по средней линии и со смещением в боковые отделы головы (теменные бугры, височные области). Такое подразделение обусловлено значительной зависимостью в распространении переломов по своду и основанию черепа при различных уровнях приложения травмирующей силы.
Локализация точки соударения в теменной области при падении с 4-7 ступеней лестничного марша зарегистрирована в 84,4 %, что составило наибольшую величину по сравнению с падением с 1-3 ступеней (54,1%) и падением с 8-10 ступеней (64,9%). Уменьшение общего количества случаев соударения теменной областью при падении с 8-10 ступеней по сравнению с падением с 4-7 ступеней следует из биомеханики падения тела. Удар головой при падении навзничь приходится или о край ступени, или о горизонтальную плоскость ступени ЛМ. Соударение затылочной областью или зоной затылочно-теменного шва происходит в тот момент, когда голова биоманекена попадает в угол между ступенями, в результате чего запрокидывается назад и соударяется о край вышележащей ступени.
Повреждения костей черепа в разных подгруппах мало отличались друг от друга. Имела значение локализация точки соударения на голове, форма черепа. Всего зарегистрировано 80% переломов костей черепа из 185 случаев падения, из них в подгруппе пассивного падения — 75,8%, активного — 84,2%. Как общая тенденция, наблюдалось снижение степени травматизации основания черепа (перелом костного кольца большого затылочного отверстия и др.), перемещение точки соударения в теменную область, как следствие преобладания тангенциального действия травмирующей силы в сочетании с увеличением угла вращения падающего тела по мере роста высоты падения.
При повреждении черепов дслихокранной формы, с приложением силы в затылочной области или зоне лямбдовидного шва с отклонением от средней линии, образуются повреждения в виде отдельных трещин, идущих на основание черепа со стороны удара в косопродольном направлении через заднюю и среднюю черепные ямки. В одном эксперименте отмечено пересечение большого затылочного отверстия в заднем сегменте. При ударе меньшей силы образуются конструкционные трещины наружной компактной пластинки височной области. При локализации точки соударения на долихокранных черепах в зоне теменных бугров, влечет за собой образование трещин конструктивного характера с распространением их в среднюю черепную ямку на стороне удара.
Повреждения мезоцефалических черепов при соударении затылочной областью по средней линии привело к формированию "паутинообразных" переломов или единичных трещин, переходящих в заднюю черепную ямку и через большое затылочное отверстие и турецкое седло распространяющихся до передней черепной ямки. При смещении точки соударения вбок от средней линии, возникают трещины на стороне удара, идущие по теменно-затылочному шву с пересечением большого затылочного отверстия на S часах, соответственно циферблату часов, и через турецкое седло заканчивающиеся у отверстия зрительного нерва. Соударения теменной областью лиц с черепами мезоцефалической формы, нами наблюдались только при боковом приложении силы (в проекции теменных бугров), что приводило к образованию переломов — трещин двух типов. Первый представлен в виде одиночной трещины, проходил по височно-затылочному шву к турецкому седлу. Второй тип — локально-конструктивный перелом в виде сходящихся меридиональных трещин, отсекаемых в зоне соударения экваториальными трещинами. Меридиональные трещины в таких случаях распространялись по височно- затылочным швам в заднюю черепную ямку, косо пересекали затылочную кость и в задней черепной ямке затухали у большого затылочного отверстия.
Повреждение черепов брахицефалической формы при соударении областями, расположенными по средней линии, напоминали паутинообразный рисунок с распространением меридиональных трещин по затылочной кости в заднюю черепную ямку и по височным костям в среднюю черепную ямку. Если точка соударения находилась в теменной области, то меридиональные трещины обходили затылочную кость по затылочно-теменному шву и через височно-затылочной шов, по задней черепной ямке распространялись до турецкого седла. Боковой удар в зону теменных бугров приводил к возникновению локально-конструкционного перелома с переходом трещин в заднюю и среднюю черепные ямки. Единичные трещины выявлялись реже, основной их путь распространения на основание черепа лежал по чешуе височной кости со стороны удара.
Для всех повреждений костей черепа (долихо-, мезо-, брахицефалической формы) выявлена определенная тенденция в формировании переломов-трещин в зависимости от формы мозгового черепа.
При локализации точки соударения в теменной области общей чертой является возникновение локально-конструкционных переломов (паутинообразный рисунок) с переходом меридиональных трещин в заднюю черепную ямку в виде нисходящих продольных или косопродольных трещин, в среднюю черепную ямку в косопоперечном и поперечном направлении. Черепа долихокранной формы , при аналогичном месте приложения силы, повреждались с образованием единичной трещины или комбинации их, в виде сетки с переходом на основание черепа в средней черепной ямке в косопоперечном направлении. Нами не зарегистрировано ни одного случая повреждения долихокранных черепов с распространением трещин через большое затылочное отверстие после соударения теменной областью. Рисунок траекторий переломов черепов мезоцефалической формы занимал промежуточное положение между брахи- и долихоцефалическими черепами.
Соударение затылочной областью и зоной теменно-затылочного шва черепов мезо-брахиоцефалической формы также приводило к большому количеству переломов паутинообразного характера в затылочной области. Меридиональные трещины, отходящие вперед и кверху (на височные и теменные кости) угасали или на своде черепа, или при переходе на основание черепа, без дальнейшего развития. Трещины, отходящие вниз, через затылочную область, переходили в заднюю черепную ямку, пересекали большое затылочное отверстие и через турецкое седло достигали передней черепной ямки. При нанесении ударной нагрузки сзади и сбоку трещины пересекают основание в косопоперечном направлении: дл я брахицефалов характерно распространение по затылочно-височному шву, через пирамиду в среднюю черепную ямку; для мезо- и долихоцефалов — кроме магистральной трещины в том же направлении, что и вышеуказанные для брахицефалов имеются ответвления к большому затылочному отверстию с пересечением его костного кольца.
В единичных случаях наблюдались конструкционные изолированные переломы в передней черепной ямке.
Таким образом, при повреждении черепов брахицефалической формы, переломы-трещины носили более выраженный локально-конструкционный характер (паутинообразный рисунок). Повреждения черепов долихоцефалической формы больше имели признаки конструкционного характера (единичные трещины и их сочетания). Переломы черепов мезоцефалической формы по формированию переломов и распространению их занимали промежуточное положение.
похожие статьи
Оценка механизма черепно-мозговой травмы при воздействии силы в затылочную область / Зорькин А.И., Клевно В.А., Крюков В.Н., Плаксин В.О., Саркисян Б.А., Суворов В.В., Янковский В.Э. — 1993.
Проблемы судебно-медицинской оценки переломов костей носа / Романов П.Г., Девятериков А.А., Штемпелюк Я.Р. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 103-105.
Вероятностная математическая оценка травматического и нетравматического генеза субдуральных гематом / Недугов Г.В. // Проблемы экспертизы в медицине. — 2008. — №2. — С. 11-13.