Гистологическая диагностика резаных ран нанесенных лезвиями различной остроты
/ Бадяев В.В., Бадяева Е.Е. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2010 — №11. — С. 109-112.
Большинство авторов высказывается о том, что идентифицировать режущий предмет можно только по общим признакам острого орудия, ставя под сомнение идентификацию по групповым и узкогрупповым признакам [3, 4]. Единичные авторы считают, что, оценивая ровность краев, отвесность стенок и остроту концов резаной раны, можно косвенно судить об остроте лезвия режущего предмета [1].
Установление тождества орудия преступления традиционно базируется на использовании трасс, оставляемых микрорельефом лезвия клинка ножа на хрящах. Изучение особенностей этих следов и подходы к их оценке нашли отражение в ряде работ. Известно, что идентификационное значение имеют не все трассы. В свою очередь на качество трасс влияют возрастные изменения хрящевой ткани. Кроме того, рассечение хряща ножом с затупленным лезвием сопровождается разрывом хрящевой ткани и, как следствие этого, невысоким качеством следов трения-скольжения (Карякин В.Я., 1966; Войлер М.И., 1972; Самищенко С.С., 1979). Исследования Н.С. Эделева (1990) показали, что образование трасс также зависит от величины рабочего угла и степени шероховатости его боковых поверхностей. Так, при угле более 30о происходит расклинивание, сопровождающееся разрывом хряща, а увеличение степени шероховатости проявляется затирающим действием боковых поверхностей клинка. Для установления тождества достаточно 8 совпадающих признаков (Войлер В.И., 1972). Эти данные были получены без учета качества динамических следов. Исследования В.И. Костылева (1972, 1977) показали, что в зависимости от ширины и высоты борозд трассы делятся на мелкие (менее 0,1 мм), средние (0,1-0,5 мм) и крупные (более 0,5 мм). При использовании мелких и средних динамических следов должно быть не менее 30 совпадающих валиков и борозд. В конечном итоге обнаруженные трассы удается использовать для установления конкретного экземпляра орудия лишь в 2,2% от общего количества выполненных экспертиз (Загрядская А.П., 1968; Костылев В.И., 1977; Иванов И.Н., 2000). Такое положение дел заставляет исследователей обратить более пристальное внимание на изучение других биологических тканей и, прежде всего, кожи.
Цель проводимого исследования – выявление признаков, позволяющих проводить дифференциальную диагностику повреждений кожного покрова, возникающих от воздействия лезвий различной остроты, на микроскопическом уровне.
Для изучения резаных повреждений нами проведено 90 экспериментальных наблюдений в рамках конкретных уголовных дел по постановлению следственных органов. Эксперименты проводились с учетом данных о переживаемости тканей. Для проведения исследований нами использовалась кожный покров биоманекенов с области предплечья и шеи, как наиболее часто повреждаемый режущим орудием. Среди вещественных доказательств для проведения идентификационных экспертиз чаще были представлены лезвия с остротой режущей кромки 60-100 мкм.
В ходе нанесения повреждений в экспериментах использовались лезвия с режущей кромкой от 4 до 150 мкм. В 1-й серии – от 4, 7 до 14 мкм, во 2-й серии от 20 мкм до 38 мкм, в 3-й серии - 40 мкм, в 4-й серии - 60, 80 и 100 мкм.
Препараты кожи с повреждениями в течении 3-5 суток фиксировали в растворе Ратневского №1, затем исследовали визуально, стереоскопически, метрически под микроскопом МБС-10. После проведения исследований стенки раны в начальной, средней и концевой части иссекали, изъятые кусочки кожи заливали парафином и проводили серийные срезы, которые окрашивали гематоксилином и эозином [5]. Неокрашенные микропрепараты исследовали при помощи фазово-контрастной микроскопии. В процессе исследований повреждений кожи были выделены признаки – повреждения, для каждого из которых, по группам рассчитана условная вероятность (вер.) и диагностические коэффициенты (Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. - Л.: Медицина, 1978.).
В 1-й серии наблюдений были выявлены следующие гистологические особенности:
При гистологическом исследовании раневого канала на увеличении х100-400, нами регистрировались, что роговой слой хорошо выражен (вер.1,0), на участке граничащим с раневым каналом уплотнен (вер.0.9), частично отслоен (вер.1,0). Эпидермис по краю раневого канала ровный, без повреждения клеток (вер.0,8). При морфометрическом исследовании высота эпидермиса на границе с раневым каналом составляла 36±1.8 мкм (при норме 36.2±1.8). Диаметр ядер клеток эпидермиса 3±1 мкм (при норме 4.0±1.0). Клетки всех слоев многослойного плоского эпителия имеют обычное строение (вер.0.9), в отдельных случаях отмечается незначительная деформация клеток и ядер (вер.0.3). В собственно дерме края раневого канала ровные (вер.1,0), соединительно-тканные волокна не разволокнены (вер.1,0).
2 серия. При гистологическом исследовании на увеличении х100-400, по краям раневого канала эпидермис уплощен (вер.1,0), высота эпидермиса 28±1,8 мкм. Ядра клеток эпителия в базальном и шиповатом слоях, в виде тонких палочек ориентированных параллельно к поверхности кожи (вер.1,0), Диаметр ядер составлял 1.8±1 мкм. Роговой слой на границе с повреждением уплотнен (вер.1,0). В отдельных препаратах эпидермис нависает над раневым каналом (вер.1,0). В эпителии отмечается образование мелких горизонтальных и вертикальных щелевидных пустот в шиповатом слое (вер.1,0). Край раневого канала неровный в виде волнистой линии (вер.1,0). Волокна дермы на границе с раневым каналом, плотно прилежат друг к другу, контуры их слабо различимы (вер.1,0), концы соединительно-тканных волокон в отдельных препаратах образуют фигуры в виде «метелок» (вер.0,5). Сосуды собственно дермы на границе с раневым каналом, в виде клеточных тяжей, просветы их не определяются (вер.1,0).
В 3-й серии при гистологическом исследовании нами выявлено, что эпидермис истончен (вер.1,0), высота его составила 15,6±1,8 мкм. Ядра клеток всех слоев эпидермиса на границе с раневым каналом гиперхромны, деформированы, палочковидной и в виде штрихов формы, с диаметром 1,6±1мкм, ориентированы параллельно поверхности кожи, приближенны друг к другу (вер.1,0). По краю раневого канала определяются фрагменты клеток эпителия. В собственно дерме раневой канал имеет не ровный зубчатого вида край (вер.1,0), с вытягиванием отдельных пучков волокон и их разрывом, с образованием фигур напоминающих «метелки» (вер.1,0). Сосуды дермы расположенные на границе с раневым каналом деформированы, в виде тяжей, бескровны (вер.1,0). Клетки собственно дермы, имеют деформированные в виде штрихов ядра (вер.1,0). В поле зрения отмечается увеличение количества клеток - (сгущение) (вер.1,0).
В 4-й серии раны при гистологическом исследовании отмечается, что эпидермис на границе с раневым каналом резко уплощен, высота эпидермиса 11±1,8 мкм, слои плотно прилежат друг к другу(вер.1,0), ядра клеток имеют форму штрихов, диаметром 1.0-0,8 мкм, ориентированы параллельно поверхности кожи (вер.1,0). По краю раневого канала определяются фрагменты клеток и ядер эпителия (вер.1,0). В собственно дерме раневой канал имеет не ровный зубчатого вида край (вер.1,0). Соединительно-тканные волокна с вытягиванием отдельных пучков волокон, их разрывом, и образованием фигур напоминающих «метелки» (вер.1,0). В собственно дерме определяется щелевидные полости, ориентированные горизонтально и вертикально относительно поверхности кожи (вер.1,0). Сосуды дермы расположенные на границе с раневым каналом резко деформированы, в виде тонких клеточных тяжей, бескровны (вер.1,0); отмечается деформация в виде штрихов ядер клеток собственно дермы (вер.1,0), сгущение клеток (вер.1,0).
Выявленные при исследовании признаки-повреждения и их сочетания оказались достаточно специфичными по частоте встречаемости для отдельных групп экспериментальных наблюдений. Наибольшими различиями обладали группы с «полярными» условиями травматизации: повреждения, сформированные острым и тупым лезвием.
Таким образом, лезвия, имеющие различный радиус кривизны режущей кромки (от 4 до 100 мкм) формируют повреждения, имеющие характерные гистологические особенности, по которым можно проводить дифференциальную диагностику с целью идентификации орудия травмы.
Литература
- Абрамов С.С. Об идентификационных исследованиях колото-резаных повреждений одежды и ран кожи. - М., 1989. - 36 с.
- Гамбург А.М. О повреждениях острыми предметами в трудах украинских судебных медиков. Вопросы судебной травматологии. - Киев, 1969. - 65 c.
- Медико-криминалистическая идентификация / Под общ. ред. В.В. Томилина. – М.: НОРМА, 2000. – 472 с.
- Матышев А.А. Судебная медицина: Руководство. – СПб., 1998. – 542 с.
- Сапожников А.Г., Доросевич А.Е. Гистологическая и микроскопическая техника: Руководство.- Смоленск.САУ, 2000.-476p.
- 6. Хэм А., Кормак Д. Гистология: Пер. с англ. – М.: Мир, 1983. – Т.4-245с. Histology Arthur W.Ham, M.D., F.R.S.C., D.Sc. David H Cormacck, Ph.D.
- Загрядская А.П. Определение орудия травмы при судебномедицинском исследовании колото-резаного орудия. - М., 1968.
- Иванов И.Н. Судебно-медицинское исследование колото-резаных ран кожи: Дис. ... доктора мед. наук. - СПб, 2000.
- Капитонов Ю.В. Механизм образования колото-резаных повреждений и идентификация колюще-режущих орудий в судебной медицине: Дис. ...доктора мед.наук. - М., 1984.
- Карякин В.Я. Судебно-медицинское исследование повреждений колюще-режущими орудиями. - М., 1966.
- Костылев В.И. Экспертная оценка динамитческих следов на хрящевой и костной тканях при отождествлении острых травмирующих предметов: Дис. ... канд. мед. наук. - Киев, 1977.
- Эделев Н.С. Судебно-медицинское отождествление острого орудия по следам рельефа лезвия на хрящах и костях: Дис. ... доктора мед. наук. - М., 1990.
похожие статьи
Судебно-медицинские особенности резаных ран сформированных предметом с различной остротой лезвия / Леонов С.В., Бадяев В.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2009. — №3. — С. 33-34.
Морфологические критерии определения давности возникновения ран волосистой части головы (в судебномедицинском аспекте) / Гаибов А.Г. — 1974.
Атлас по судебно-медицинской гистологии / Пиголкин Ю.И., Кислов М.А., Должанский О.В., Филиппенкова Е.И., Крупин К.Н. — 2021.