Виктимность и половые преступления
/ Дмитриева О.А., Шишкова Д.С. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2000 — №3. — С. 63-65.
Кафедра судебной медицины и основ медицинского права ВГМУ, г. Владивосток (зав. — доц. Т.М. Федченко)
Количество половых преступлений в мире и в России, в том числе, не имеет тенденции к снижению, и относятся он и к высоко латентным преступлениям (Ю.Н. Аргунова, Е.М. Юцкова, 1997; Г.С. Дерягин, 1999). Изучением причин этого вида преступлений заняты не только судебно-медицинские эксперты, поскольку полиэтиологичность явления делает причины и медико-правовыми, и социальными, и криминогенными. Очевидно, однако, что виктимность — предрасположенность субъекта при определенных условиях стать жертвой сексуального насилия, также относится к этим причинам.
К виктимным чертам характера относят следующие: чрезмерная доверчивость, подчиняемость авторитету старших, нерешительность, недостаточная осведомленность в сфере сексуальных взаимоотношений, низкая способность в прогнозировании ситуации (Н.В. Вострокнутов, 1994; Н.Г. Морозова, 1994). Имеет значение и вызывающий внешний вид, авантюрный склад характера, неосмотрительность, инфантильность, беспомощность (Т. Hassler, 1981,ю.А. Гуркин, 1998).
Возможно ли проследить виктимность, анализируя заключения и акты судебно-медицинских исследований? С этой целью нами исследовался архивный материал Приморского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы (375 наблюдений). Черты характера, относимые к виктимным, можно было определить лишь в трети наблюдений. Такими чертами оказались: доверчивость, нерешительность, подчиненность авторитету старших. Для более детального анализа была составлена анонимная анкета-опросник с 68 вопросам и и вариантами ответов, т.е. в сущности, мы создали статистическую карту. После заполнения, стат. карты по архивному материалу были подвергнуты обработке на IBM-Pentium с помощью программ "Microsoft Excel" и "Statistica 3.4 for Windows". Анализируя эти стат.карты в аспекте изнасилования вообще и по виктимологическим признакам в частности, мы установили, что в 15% жертвы насилия, будучи в состоянии алкогольного опьянения, сам и спровоцировал и половое преступление, в 7% не могли противостоять давлению родственников (отчим, отец, дед) ; 12 % - подвергались насилию неоднократно. Только анализ карт анонимного опроса позволил установить, что в более чем половине случаев изнасилованные женщины не обращались в правоохранительные органы, полагая, что это бесполезно, стыдно и их переживания никому не нужны, кроме их самих.
Наши данные не расходятся с мнением V. Barvin, S. Belisle (1982); В.Н. Денисов, Г.П. Блувштейн (1986); 3. Холл (1992); Г.Б. Дерягин (1999). Равным образом, как и о том, что идет и подвергаются сексуальному насилию в семье: С. Badly, К. King (1990), И.Б. Парфенова (1992), В.В. Андреев, О.А. Быховская (1995).
Трудно не согласиться с мнением Дерягина Г.Б. (1999) о том, что все эти преступления стали возможны из-за отсутствия виктимологического тренинга в процессе внутрисемейного и общеобразовательного полового просвещения, либо в отсутствии самого полового просвещения, либо подсознательного провоцирования потерпевшей полового преступления, особенно при совместном употреблении алкоголя.
Мы полагаем, что анализ половых преступлений не может быть полным без учета всех причин совершившегося преступления, в том числе и виктимологических факторов. Особую тревогу вызывает сокрытие преступления из-за боязни мести, огласки, неверия правоохранительным органам.
Таким образом, должно быть не только усилено правовое воспитание в молодежной среде, но и обучение судебных медиков вопросам судебно-медицинской сексологии.
похожие статьи
Половое созревание и развитие вторичных половых признаков у девушек кабардинской и балкарской национальностей (Сообщение I) / Силин Г.А., Пономаренко О.В., Кутимов Ю.И., Славский И.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №1. — С. 25-28.