К вопросу о дифференциальной диагностике взрывной травмы, огнестрельного дробового ранения и повреждения зубами животного
/ Буробин И.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2005 — №7. — С. 114-119.
ГУЗ «Бюро СМЭ» Хабаровского края (начальник — А.П. Чернышов)
В 2003 году в моей практике имело место исследование трупа представляющего собой большой интерес с точки зрения дифференциальной диагностики взрывной травмы, огнестрельного дробового ранении и повреждения зубами животного.
В протоколе осмотра места происшествия составленном старшим следователем прокуратуры Краснофлотского район а г. Хабаровск» Ким Е.К. 27 марта 2003 года указано: «...На трупе одето: кофта серо-сиреневого цвета. Кожные покровы на ощупь прохладные, трупное окоченение отсутствует, трупные пятна багрово-синюшные, островчатые, располагаются на животе, при надавливании исчезают и появляются через 12–17 секунд (время 23.55 27/03/2003 года). Повреждения: в области заднего прохода дефект мягких тканей округлой формы с фестончатым ми краями, угол дефекта является мягкие ткани и органы малого таза, Повреждение исследовалось с помощью инфракрасного изучения видеокамеры «SONY HANDICAM», каких либо положений характерных для копоти при исследовании не выявлено. На внутренних поверхностях обеих бедер в средней и верхней трети имеются множественные линейные царапины с багровой корочкой выше уровня окружающей поверхности кожи с кровоподтеками по периферии. Одежда, мягкие ткани ягодиц и бедер обпачканы кровью. Кости скелета на ощупь целы, других особенностей при наружном осмотре трупа не выявлено. Дополнительно: на шее имеется цепочка белого металла...»
При исследовании трупа были обнаружены следующие повреждения.
В области промежности от уровня оволосения лобковой области до проекции копчика расположен дефект кожи размером 15×10 см с неровными осадненными крупнофестончатыми краями. На коже по периферии данного дефекта расположены множественные мелкие раны округлой и треугольной формы с осадненными краями и поверхностными надрывами кожи. От данных ран к дефекту кожи идут линейные ссадины подсохшей поверхностью буро-коричневого цвета, расположенной ниже уровня окружающей неповрежденной кожи. В глубине данного дефекта определяются внутренние органы брюшной полости, (фото №2 и 3)
На внутренней поверхности правого бедра в нижней и средней третях расположены множественные ссадины полосчатой и дугообразной формы размером от 3×0,3 см до 16×0,3 см с подсохшей поверхностью бyро-коричневого цвета, расположенной ниже уровня окружающей неповрежденной кожи. Края ссадин ровные, четкие. Концы ссадин прерывистые, ссадины ориентированы на цифры 1 и 7 условного циферблата часов. Чешуек слущенного эпидермиса в области краев или концов ссадин не обнаружено. По периферии ссадин расположены кровоподтеки синюшно-фиолетового цвета, (фото № 1)
На наружной поверхности правого бедра в нижней трети, в области коленного сустава и в нижней трети правой голени расположены множественные ссадины полосчатой и дугообразной формы размером от 3×0,3 см до 16×0,3 см с подсохшей поверхностью буро-коричневого цвета, расположенной ниже уровня окружающей неповрежденной кожи. Края ссадин ровные, четкие. Концы ссадин прерывистые. Ссадины ориентированы на цифры 1 и 7 условного циферблата часов. Чешуек слущенного эпидермиса в области краев или концов ссадин не обнаружено. По периферии ссадин расположены кровоподтеки синюшно-фиолетового цвета.
На наружной поверхности левого бедра расположена прерывистая ссадина полосчатой формы размером 24×0,3 см с подсохшей поверхностью буро-коричневого цвета, расположенной ниже уровня окружающей неповрежденной кожи. Края ссадины ровные, четкие. Концы ссадин прерывистые. Ссадины ориентированы на цифры 12 и 6 условного циферблата часов. Чешуек слущенного эпидермиса в области краев или концов ссадины не обнаружено. По периферии ссадины расположен кровоподтек синюшно-фиолетового цвета, (фото № 4)
На задней поверхности левого коленного сустава прерывистая ссадина полосчатой формы размером 9×0,3 см с подсохшей поверхностью буро-коричневого цвета, расположенной ниже уровня окружающей неповрежденной кожи. Края ссадины ровные, четкие. Концы ссадин прерывистые. Ссадины ориентированы на цифры 11 и 5 условного циферблата часов. Чешуек слущенного эпидермиса в области краев или концов ссадины не обнаружено. По периферии ссадины расположен кровоподтек синюшно-фиолетового цвета, (фото № 4)
Других особенностей и повреждений при наружном исследовании обнаружено не было.
При внутреннем исследовании было установлено: сфинктер прямой кишки и ампула ее на протяжении около 10 см отсутствуют. Край прямой кишки неровный крупнофестончатый с кровоизлияниями в стенку кишки. Имеется фрагмент влагалища длиной 2 см от уровня преддверия. Обнажена шейка матки. Край влагалища длиной до 0,5 см с неровными крупнофестончатыми краями, с кровоизлияниями в стенку влагалища. Мышцы промежности, мышцы диафрагмы таза имеют дефект с неровными крупнофестончатыми краями размером 6×7 см, который открывается в полость малого таза. Производилась фотосъемка повреждений на трупе цифровой фотокамерой «OLYMPUS 2000». При судебно- химическом исследовании крови от трупа был обнаружен этиловый спирт в концентрации 3,1 % промилле.
Сопоставив обнаруженные наружные повреждения с внутренними повреждениями я пришел к следующему: для взрывной травмы нет характерных повреждений - наличие ожога кожи, наличия копоти и осколочных ранений. Для огнестрельного ранения нет наличия копоти, следов порошинок и наличия в полости тела металла или других инородных предметов. Так же на ногах трупа были обнаружены полосчатые ссадины относительно небольшой ширины, которые могли образоваться от воздействия тупого твердого предмета с ограниченной контактной поверхностью. Кроме того по оперативной информации в квартире, где был обнаружен труп, жила собака породы доберман, для строения черепа которой характерны длинные, узкие челюсти. Со слов хозяина — очень злобная. Был поставлен диагноз:
- Основное повреждение: Множественные рвано-укушенные раны промежности с образованием обширного дефекта кожи, подкожно-жировой клетчатки, мышц промежности и мышц диафрагмы малого таза. Повреждение ампулы прямой кишки, повреждение влагалища.
- Осложнение основного повреждения и непосредственная причина смерти: Травматический, постгеморрагический шок. Обильная кровопотеря, острое малокровие внутренних органов.
- Сопутствующее: Ссадины нижних конечностей. Ишемическая болезнь сердца: диффузный миокардиосклероз, местами по типу постинфарктного, стенозирующий коронаросклероз, с кальцинозом и атероматозом. Атеросклероз аорты, сосудов основания головного мозга, почек. Жировая дистрофия печени.
Наличие этилового спирта в крови в концентрации 3,1 промилле. Таким образом я делаю выводы, что смерть наступила от травматического постгеморрагического шока развившегося в результате множественных рвано-укушенных ран промежности с образованием обширного дефекта и повреждением прямой кишки и влагалища, что подтверждается наличием повреждений (множественные рвано-укушенные раны промежности с образованием обширного дефекта кожи, подкожно-жировой клетчатки, мышц промежности и мышц диафрагмы малого таза; повреждение ампулы прямой кишки, повреждение влагалища) и отсутствием копоти по периферии раны; отсутствием инородных тел в глубине раны и полости тела.
На основании результатов проведенного исследования трупа прокуратурой Краснофлотского района было установлено, что в данном случае смерть является насильственной, но не криминального характера, и в возбуждении уголовного дела было отказано.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
похожие статьи
К вопросу о повреждении лица в результате укуса животными / Баранова А.В., Власюк И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 51-54.