Некоторые методы исследования обуви при судебномедицинской экспертизе
/ Шалаев Н.Г. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1961 — №4. — С. 27-32.
Кафедра судебной медицины (зав. — проф. А.И. Законов) Горьковского медицинского института имени С.М. Кирова
Поступила в редакцию 23/IX 1960 г.
Значение исследования носильных вещей в судебномедицинской практике хорошо известно, причем нередко они являются самостоятельными объектами судебномедицинской экспертизы. Это положение подчеркивается всеми авторами в современных учебниках, монографиях и пособиях (М.И. Авдеев, Н.В. Попов, М.И.* Райский, В.А. Рожанов- ский, В.М. Смольянинов, К.И. Татиев, В.Ф. Черваков, В.А. Свешников, А.М. Гамбург, Е.М. Миронович-Шевчук, Э. Кноблох, В.И. Прозоровский и Ю.М. Кубицкий и др.).
В основном усилиями судебных медиков изучены повреждения одежды при огнестрельных ранениях при воздействии режущих, колющих, колюще-режущих, рубящих и тупых орудий (В.И. Прозоровский, В.П. Ципковский, И.В. Скопин, В.И. Пашкова, и X. М. Тахо-Годи, В.Я. Карякин, Г.А. Будак, В.А. Законов, А.П. Загрядская). В работах Ю.А. Осенко, О.Х. Поркшеяна, Б.И. Соколова и Г.А. Прейсмана нашли отражение вопросы экспертизы повреждений и загрязнений одежды в случаях автомобильной и рельсовой травмы. Наконец, X. М. Тахо-Годи и Ю.Г. Корухов в Научно-исследовательском институте судебной медицины специально изучали изменения тканей от воздействия термических и химических факторов.
В то же время исследованию обуви судебные медики уделяют совершенно недостаточное внимание. Нам известны лишь две работы, посвященные этому вопросу (В.И. Прозоровский, И.В. Скопин). Между тем исследование обуви может помочь эксперту в решении вопроса как о характере травмы, так и о механизме ее образования.
Наши наблюдения показывают, что исследование обуви следует производить во всех случаях насильственной смерти, при экспертизе подозреваемых, а также при освидетельствовании живых лиц, получивших повреждения конечностей. Необходимо исследование обуви при транспортных травмах.
В зависимости от целей исследования надо различать экспертизу обуви по поводу, во-первых, наложений и, во-вторых, повреждений.
Наложения на обуви могут быть специфическими и неспецифическими. К первым мы относим загрязнения землей, песком, известковой, кирпичной и угольной пылью и т. п., а также семенами трав, злаков и другими частицами растительного происхождения. В зависимости от особенностей случая диагностическая ценность перечисленных загрязнений может быть различна. Иногда они имеют характерную внешнюю форму, воспроизводя определенный предмет, иногда указывают на характер грунта или растительность места происшествия.
Негативные результаты осмотра обуви имеют не меньшее значение. Так, например, при осмотре трупа, обнаруженного в траншее вскоре после дождя, было отмечено, что подошвы его обуви чисты. Это обстоятельство помогло уточнить время смерти пострадавшего.
К неспецифическим наложениям мы относим загрязнения обуви кровью, рвотными массами, экскрементами и другими выделениями человеческого организма, а также следы смазочных масел при транспортных травмах, копоть и порошинки при огнестрельных ранениях.
Значение обнаружения крови на одежде хорошо известно, так как по особенностям кровяных следов часто удается судить о механизме попадания ее на объект.
Наряду с этим следует отметить, что наличие крови на подошвах покойного наряду с другими данными может свидетельствовать о передвижении пострадавшего после получения повреждений; кровь на подошвах подозреваемого может указывать на пребывание ело на месте события; наличие крови внутри обуви может говорить о прижизненном, повреждении стопы.
При транспортной, особенно рельсовой, травме на обуви часто остаются смазочные вещества, обычно расположенные на подошвах и в местах повреждений. Обнаружение их облегчается при осмотре в ультрафиолетовых лучах. Целесообразно также применение микрохимических реакций на железо.
Особенности повреждений обуви при поражении электричеством хорошо известны. Повреждения обуви при огнестрельных ранениях и от воздействия рубящих орудий изучены В.И. Прозоровским и И.В. Скопиным.
Что же касается повреждений обуви при транспортных травмах, то, несмотря на их частоту и многообразие, они в литературе не освещены.
Повреждения обуви при транспортных травмах мы делим на две группы: 1) повреждения, обусловленные непосредственным воздействием частей транспортного средства, и 2) повреждения, возникающие при скольжении и волочении тела.
При переезде колесами транспорта обувь сдавливается в боковом или вертикальном направлении, при этом локальных повреждений непосредственно от воздействия протектора не возникает. На месте сдавления могут лишь оставаться отпечатки его рисунка, а на стороне, обращенной к покрытию дороги, — внедряться песчинки, земля и т. д. При сдавлении в боковой плоскости наблюдается характерная деформация обуви, обусловленная уплощением задника, союзки, иногда отрывом подошвы но линии крепления и искривлением ее кнаружи, причем подошва приобретает характерную форму лодочки или желоба.
Переезд через обувь колеса рельсового транспорта сопровождается повреждениями, обусловленными воздействием реборды, обода и головки рельса. Повреждения от реборды имеют вид линейных разрывов, образующихся даже на валяной обуви.
При сдавлении обуви между головкой рельса и ободом колеса остаются полосы раздавливания, загрязненные смазочным веществом с характерным глянцевитым блеском. При переезде через обувь в вертикальной плоскости наблюдаются надломы подошвы, переходящие в полосу раздавливания. Надломы подошв обусловлены сгибанием их от воздействия реборды.
Таким образом, по особенностям повреждений обуви в случаях транспортных травм можно не только установить факт переезда колесом, но и судить о положении ноги по отношению к колесу и направлении сдавления.
Повреждения обуви от действия других частей транспорта встречаются реже. Возникают они или от ударов буфером в область голеней, прикрытых голенищами сапог, или при переезде через тело от воздействия низко расположенных выступающих частей.
След от удара буфером имеет вид слабо заметной поперечной полосы, которая обычно располагается на уровне переломов костей; нередко она вообще не просматривается.
От воздействия отграниченных частей транспортного средства чаще возникают разрывы обуви углообразной или линейной формы, края которых в отличие от разрывов, обусловленных действием реборды, чистые и не имеют признаков раздавливания.
При ударах и переездах на коже в месте сдавления могут возникать кровоподтеки, отображающие рисунок ткани портянки или носка. Этот признак наблюдается и при отсутствии локальных повреждений обуви. При сдавлении стопы в вертикальной плоскости рисунок носка или портянки отпечатывается на стельке и внутренней поверхности союзки.
Следы волочения на обуви, чаще всего в области голенищ, союзок и носков, встречаются при транспортных травмах очень часто. Они имеют вид множественных параллельно расположенных царапин, сливающихся в полосы. При длительном волочении ткань обуви может значительно стираться.
Изучая повреждения обуви, мы обратили внимание на следы скольжения, располагавшиеся на подошвах. Наши наблюдения из практики и проведенные эксперименты показали, что хотя эти следы возникают при любых скользящих движениях, но в то же время являются характерными и для транспортных происшествий, сопровождающихся наездом.
Рис. 1. Автотравма на шоссе с асфальтовым покрытием. Удар углом борта в межлопаточную область спины. Следы скольжения на подошве калоши. | Рис. 2. Автотравма на шоссе с асфальтовым покрытием. Удар крытом автомашины в область поясницы. Следы скольжения на кожаной подошве полуботинка. Видны многочисленные бороздки от трения песчинок, заканчивающиеся слепо на плоско-выпуклой части подошвы. |
Следы от трения, возникающие при случайных скользящих движениях, не имеют большой степени выраженности и быстро затираются при дальнейшей ходьбе. Следы скольжения при шаркающей походке локализуются преимущественно в задней части каблуков.
При ударе транспортным средством тело пострадавшего получает поступательное движение вперед. При этом происходит трение подошв обуви о покрытие дороги, что и обусловливает возникновение на них характерных, иногда очень резко выраженных следов (рис. 1 и 2).
Как показали наши наблюдения, характер следов скольжения зависит от материала подошв, покрытия дороги и локализации удара. Наиболее рельефные следы возникают на кожаных подошвах, слабее они заметны на подошвах из кожимита.
При скольжении по асфальтовому или бетонному покрытию следы возникают легко, но они мелкие и недостаточно рельефные. Если такое покрытие загрязнено песком, то отдельные песчинки оставляют более глубокие бороздки (см. рис. 1 и 2). При скольжении по булыжной мостовой степень выраженности следов неравномерна, нередко площадь их ограничена (рис. 3). При скольжении по грунтовому покрытию они выражены слабо и часто представляют собой пылевые или грязевые полосы.
Наиболее рельефные следы в виде грубых глубоких полос и борозд возникают при скольжении по асфальту или бетону, покрытому сверху защитным слоем гравия.
Таким образом, по особенностям следов скольжения на подошвах можно составить суждение не только о механизме их образования, но и о свойствах дороги на месте происшествия, тем более что при микроскопическом исследовании в следах часто обнаруживаются элементы покрытия дороги.
Рис. 3. Автотравма на булыжной
мостовой.
Удар буфером в заднюю поверхность
голени. Хорошо выраженный
отграниченный след скольжения на
каблуке, начинающийся с переднего
среза набойки.
Хорошо выраженные следы скольжения возникают как при ударе выше центра тяжести тела, когда оно как бы придавливается к земле, так и при ударе по голеням, если тело пострадавшего в этот момент наклонено вперед и ноги не подбрасываются вверх.
По взаиморасположению следов скольжения на подошвах можно воспроизвести положение «стоп» в момент удара. Так, наличие следов скольжения на носке одного ботинка и каблуке другого указывает на то, что пострадавший шел.
Следует иметь в виду, что в случаях заведомо известного наезда даже на хорошем следообразующем покрытии следы скольжения могут отсутствовать. Такие случаи наблюдаются при наезде на бегущего пешехода. Как известно, при беге в отличие от ходьбы в воздухе могут находиться обе стопы одновременно. Если в такой момент произойдет наезд, то, разумеется, следы скольжения на подошвах будут отсутствовать.
Чаще всего следы скольжения на подошвах имеют прямолинейную форму. Иногда они дугообразны. Такие следы возникают в случаях боковых ударов, сопровождающихся разворотом тела.
При экспертизе следов очень важно определить направление скольжения, так как успешное разрешение этого вопроса имеет решающее значение для воспроизведения обстановки происшествия в целом.
Наши наблюдения показали, что направление скольжения можно установить лишь на рельефных следах. При этом нередко необходимо микроскопическое исследование в косом освещении. Наиболее удобен
для этих целей стереомикроскоп или бинокулярная лупа в комбинации с осветителем ОИ-9.
При определении направления скольжения необходимо руководствоваться следующими признаками.
- Стертые частицы материала подошв, особенно резиновых, располагаются в конце следа скольжения.
- Отчетливый обрыв следа скольжения на плоско-выпуклой части подошвы свидетельствует об окончании здесь скольжения.
- Следообразующие частицы покрытия дороги всегда располагаются в конце оставленного ими следа, который часто заканчивается слепо (см, рис. 2).
- Следы скольжения, расположенные одним своим краем на срезах подошвы или каблука и переходящие на плоскость их, указывают на начало скольжения. При этом каблук или подметка иногда отрывается.
- Загрязнения в местах углубленных шляпок гвоздей выражены в большей степени на стороне окончания следа скольжения.
- Следы скольжения отчетливо заметны при косом освещении, направленном против движения.
- При рельсовой травме следообразующие частицы могут оставить маслянистый след на подошве. В этих случаях следы скольжения хорошо выявляются в фильтрованных ультрафиолетовых лучах.
Перечисленные выше критерии определения направления скольжения применимы и к следам волочения на верхних частях обуви.
При осмотре обуви не следует упускать из вида исследование гвоздей, подковок, пряжек и других металлических деталей. Следы скольжения на них так же хорошо заметны и имеют выраженные признаки, указывающие на направление скольжения.
При падении с последующим волочением тела следы скольжения часто обнаруживаются также на пряжках ремней, пуговицах верхней одежды, сумочках и т. д.
В связи со всем выше сказанным мы считаем глубоко ошибочным мнения П.П. Цветкова и И.Х. Максутова1, которые утверждают, что изучение повреждений обуви и экспертные исследования ее должны производиться только криминалистами.
- Во-первых, исследование обуви криминалистами в отрыве от других судебномедицинских данных резко сузит экспертные возможности при ответе на интересующие следователя вопросы.
- Во-вторых, изъятие у судебномедицинских экспертов такого важного объекта исследования, каким является обувь, затруднит суждения о механизме образования травмы вообще.
При комплексном исследовании трупа или живого лица одежды и обуви эксперт получает наибольшие возможности для построения исчерпывающего, научно обоснованного заключения.
Все необходимые при этом дополнительные исследования могут быть с успехом выполнены в физико-технических отделениях судебно-медицинской лаборатории Бюро.
Высказывания П.П. Цветкова и И.Х. Максутова неправильны еще и потому, что они ориентируют судебных медиков на отказ от разработки пограничных с криминалистикой вопросов, что может нанести ущерб как той, так и другой дисциплине.
Из нашей работы вытекают следующие основные выводы.
- Обувь является важным объектом судебномедицинской экспертизы при исследовании трупов по делам о насильственной смерти, при освидетельствований потерпевших, получивших повреждения конечностей, а также подозреваемых.
- При исследовании обуви необходимо обращать внимание на загрязнения и повреждения ее, широко используя непосредственную микроскопию, освещение фильтрованными ультрафиолетовыми лучами, микрохимические реакции и спектральный анализ.
- По особенностям повреждений обуви можно установить не только факт переезда колесом, но и положение конечностей по отношению к колесу.
- Следы скольжения на подошвах обуви являются характерным признаком наезда. По ним можно восстановить положение ног пострадавшего в момент удара и определить направление скольжения.
- IIo особенностям следов скольжения представляется возможным высказать суждения о характере покрытия дороги на месте происшествия.
1 П.П. Цветков и И.Х. Максутов. 10-я расширенная конференция судебных медиков и криминалистов в Ленинграде. Известия высших учебных заведений. Правоведение, 1958, № 4, стр. 148.
похожие статьи
Актуальные вопросы транспортной травмы по материалам публикаций в журнале «Судебно-медицинская экспертиза» за период с 1958 по 2012 г. / Фетисов В.А., Смиренин С.А., Нестеров А.В., Хабова З.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2014. — №1. — С. 50-54.
Некоторые морфологические особенности колото-резанных повреждений трикотажа одежды / Карпов Д.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 81-82.