Морфологические изменения при хроническом отравлении гранозаном
/ Назаретян К.Л. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1961 — №4. — С. 38-43.
Из Бюро главной судебномедицинской экспертизы Министерства здравоохранения Армянской ССР
Поступила в редакцию 13/X 1960 г.
О клинике и патологической анатомии отравлений неорганическими соединениями ртути имеется большое число работ, однако вопрос об изменениях в организме при отравлении органическими соединениями ртути, в частности гранозаном, освещен недостаточно.
В последние годы в сельском хозяйстве в качестве одного из основных ядохимикатов для обеззараживания посевного материала широко применяется препарат гранозан НИУИФ-2 (CsHsHgCl). Будучи сильным протоплазматическим ядом, гранозан весьма токсичен для человека и работа с ним требует соблюдения ряда мер предосторожности при хранении как самого препарата, так и протравленного семенного фонда. Нарушение мер предосторожности в отдельных случаях приводит к тяжелым последствиям.
Первые случаи хронического отравления гранозаном описали в 1956 г. В.Н. Григорьян, М.Б. Лемкин, З.А. Дрогичина и А.К. Каримова, Е.С. Красницкая, Е.Б. Демко и Г.И. Упорова.
Большинство авторов, изучавших экспериментально действие этилмеркурхлорида и других органических соединений ртути на организм, приходит к выводу, что металлоорганические соединения ртути отличаются высокой токсичностью. При хроническом отравлении преимущественно поражается центральная нервная система. Наблюдается также резко выраженное токсическое воздействие на сердечно-сосудистую систему и дыхание (Л.М. Медведь, А.И. Гурьянов).
Н.С. Правдин и С.М. Кремнева (1939), изучая действие органических и неорганических соединений ртути, установили, что органические соединения ртути легко проникают в липоидную субстанцию мозга и накапливаются в ней в значительно большем количестве, чем сулема. В крови и моче отмечены обратные соотношения, чем и объясняются тяжелые симптомы со стороны центральной нервной системы при отравлении органическими соединениями ртути.
В доступной нам отечественной и зарубежной литературе мы не нашли работ, касающихся подробного изучения морфологических изменений в организме человека при хроническом отравлении гранозаном.
В связи с этим мы задались целью изучить морфологические изменения во внутренних органах человека при отравлении гранозаном. В 1958—1960 гг. мы наблюдали 68 случаев хронического отравления гранозаном, из которых 14 окончились летально (8 мужчин и 6 женщин). В возрастном отношении смертельные исходы распределялись следующим образом: 1—5 лет — 3 случая, 5—10 лет — 6 случаев, 20—65 лет — 5 случаев. Отравление в большинстве случаев клинически протекало стереотипно, но степень клинических проявлений была различной.
Как правило, симптомы отравления развивались медленно, общими явлениями были слабость, головокружение, одышка, понижение аппетита, тошнота и боли в эпигастральной области (последний симптом непостоянный). Впоследствии к указанным симптомам присоединялось- чувство жажды, горечь и сухость во рту, дрожание и слабость конечностей, прогрессирующее исхудание, рвота, затруднение речи, явления адинамии и атаксии и т. д. В зависимости от тяжести случаев и от своевременно проведенного лечения симптомы отравления либо медленно исчезали и больные выздоравливали, либо процесс прогрессировал и больные погибали при явлениях тяжелой интоксикации. Трупы всех умерших были подвергнуты судебномедицинскому исследованию. В одном случае произведено исследование эксгумированного трупа.
Во всех 14 случаях констатировано общее резкое истощение. Как. правило, кожные покровы имели серовато-коричневатый (землистый) цвет. При внутреннем исследовании обращало на себя внимание почти полное отсутствие подкожножирового слоя. Подэпикардиальный жировой слой отсутствовал. Отмечалась некоторая напряженность твердой мозговой оболочки, отечность мягкой мозговой оболочки, набухание- вещества мозга, иногда с мелкоточечными кровоизлияниями. Часто наблюдались мелкоточечные кровоизлияния под эпикардом и эндокардом, а также подплеврально. В 9 случаях в легких отмечена картина мелкоочаговой пневмонии. Печень, как правило, несколько увеличена, дряблой консистенции с тусклой паренхимой. Аналогичные изменения обнаружены в почках. Патогистологические исследования произведены на срезах, окрашенных гематоксилин-эозином, пикрофуксином, суданом III, тионином по Нисслю и на импрегнированных срезах по Кампосу.
При гистологическом исследовании центральной нервной системы, в частности участков из больших полушарий головного мозга, обнаружены широкие периваскулярные и перицеллюлярные пространства, полнокровие с резким расширением капиллярной сети. Ганглиозные клетки в состоянии набухания, гомогенизации протоплазмы и хроматолиза. Нейрофибриллярный аппарат клеток нежный, тонкий. При импрегнации серебром патологических изменений с его стороны не обнаружено. Та же картина наблюдается и в кусочках из гипоталамической области. В продолговатом мозгу обнаружено умеренное полнокровие, со стороны ганглиозных клеток — незначительная гомогенизация протоплазмы со слабой окрашиваемостью.
В ядрах ганглиозных элементов мозжечка отмечается гомогенизация протоплазмы всех клеток Пуркинье, отростки их хорошо видны.
В спинном мозгу явления умеренного полнокровия. Четкость контуров передних рогов ганглиозных клеток, как правило, сохранена, отростки их хорошо видны. Тигроидная субстанция плохо видна — зерна слившиеся или растворенные, протоплазма их при окраске по Нисслю гомогенно-синяя. В некоторых случаях в веществе мозга и в мягкой мозговой оболочке отмечены микрокровоизлияния.
В большинстве ганглиозных клеток верхнего шейного симпатического узла нисслевская субстанция измельченная, пылевидная. В отдельных клетках наблюдался центральный хроматолиз. Со стороны клеток-сателлитов реакция не отмечалась. В узловатых ганглиях блуждающего нерва большинство клеток имеет сохранное тигроидное вещество, клетки гиперхромные.
При гистологическом изучении миокарда в 10 наблюдениях отмечены явления мутного набухания и расстройства кровообращения в виде застойного полнокровия и умеренного отека интерстиция. При окраске на жир в некоторых волокнах отмечалось тонкое (в виде пыли) желтое прокрашивание. В 2 наблюдениях отмечены слабо выраженные явления миокардита с явлениями мукоидного отека межуточной соединительной ткани, а также микроскопические кровоизлияния. В легких трупов детей (9 случаев) констатирована мелкоочаговая пневмония с выраженной реакцией интерстиция, а также расширение и полнокровие сосудов всех калибров. Иногда наблюдались очаги кровоизлияний в легочную ткань. Во всех случаях обнаружены патологические изменения. В пищеварительном тракте они выражались в различной степени интенсивности воспалительного процесса от серозного до фибринозно-язвенного колита (энтерит, фолликулярно-катаральный, катарально-язвенный, катарально-десквамативный колиты).
Рис. 1. Микрофото среза почки. Некротический нефроз.
В печени в 10 случаях отмечена картина жировой дистрофии различной степени, главным образом, в центрально расположенных печеночных клетках, которые при этом содержали лишь единичные вакуоли. В ряде случаев радиарное расположение балок было нарушено и в периферической части долек, а клетки содержали значительное количество вакуолей различных размеров. При окраске на жир описанные вакуоли давали интенсивно положительную реакцию. В одном из наших наблюдений отмечалась острая гепатодистрофия.
При изучении почек в 9 случаях установлен некротический нефроз различной степени (рис. 1), в 3 — выраженные явления мутного набухания с гибелью единичных клеток извитых канальцев.
В других внутренних органах, в том числе и в» железах внутренней секреции, патологических изменений нами не обнаружено. Приводим описание одного из наших наблюдений.
Больная А. Во время посевной кампании в конце октября 1959 г. колхозник А.В. незаконно привез с поля домой примерно 30 кг посевного зерна, которое было применено в пищу. Примерно через 10—15 дней исчезла домашняя кошка, а через 2—3 дня после этого сдохла собака. Через месяц после употребления зерна в пищу заболел младший ребенок, а еще через 3—5 дней — остальные четверо детей и родители. Все были доставлены в Инфекционную больницу Еревана с различными диагнозами: полиомиелит, энцефалит, двусторонняя мелкоочаговая пневмония, пищевое отравление и пр. 23/XII 1959 г. скончался ребенок П. — девочка 5 лет. Первые симптомы заболевания у нее появились 9/XII, a 17/XII она была доставлена в Инфекционную больницу с диагнозом полиомиелита. В больнице у. ребенка наблюдалась вялость, общая слабость, расширение зрачков, слабость голоса, ограниченность движений конечностей, адинамия. Ребенок прогрессивно терял вес и много пил воды, постоянно плакал, не мог сидеть и стоять. Глотание жидкостей свободное, от твердой пищи отказывался. Сознание ясное, сон беспокойный, лицо амимичное, зрачковый рефлекс сохранен. Сухожильные рефлексы повышены, равномерны. Нарушений чувствительности нет. Т,емг пература все время была субфебрильной, а за день до смерти поднялась до 40°. Симптомы заболевания постепенно прогрессировали и на 6-й день после поступления в клинику наступила смерть.
На вскрытии в центральной нервной системе обнаружены реактивные изменения в ганглиозных клетках в виде набухания их, тигролиза и резкого полнокровия с периваскулярный, перицеллюлярный отеком, мелкоточечные кровоизлияния вокруг сосудов; в миокарде—мутное набухание мышечных элементов, под эпикардом — мелкоочаговое кровоизлияние; в легких — картина мелкоочаговой бронхопневмонии; в толстом кишечнике — явления катарального колита; в печени — резко выраженная жировая дистрофия; в почках — явления мутного набухания (рис. 2); в селезенке — умеренное набухание и незначительная пролиферация ретикуло-эндотелиальных элементов.
Рис. 2. Микрофото среза почки. Явления мутного набухания.
Данные наших исследований показывают, что при хроническом отравлении гранозаном морфологические изменения выражались главным образом в полнокровии внутренних органов, в отеке периваскулярных и перицеллюлярных пространств головного мозга, в многочисленных мелкоочаговых кровоизлияниях в мягкой мозговой оболочке, сердечной мышце, легких и-в кишечнике, паренхиматозной и жировой дистрофии печени, дистрофии миокарда, в некрозе эпителия извитых канальцев почек и иногда в слизистой оболочке кишечника. Эти изменения внутренних органов хотя и идентичны во всех наблюдениях, но выражены в различной степени в каждом случае. Различие в степени поражения организма, по нашему мнению, обусловлено, с одной стороны, длительностью воздействия токсического вещества, с другой — индивидуальными особенностями организма, в частности его восприимчивостью к данному яду.
Весь комплекс патоморфологических изменений (некробиотические, дистрофические и реактивные процессы), наблюдаемых при отравлении гранозаном, наступает, по нашему мнению, вначале в результате действия нерасщепленной молекулы металлоорганического соединения, а затем расщепленными молекулами его.
На основании проведенных исследований динамика развития патологического процесса при отравлении гранозаном представляется нам следующим образом. Поступая в организй, яд в первую очередь действует на центральную нервную систему, вызывая в ней не столько морфологические, сколько функциональные нарушения. Накапливаясь в организме, яд приводит к тяжелому нервному заболеванию. Одновременно по ходу всасывания яда поражается слизистая оболочка кишечника, что в некоторых случаях проявляется в виде острого воспаления слизистой оболочки кишечника. Действие этилмеркурхлорила на печеночную паренхиму приводит к белково-липоидной дистрофии, часто доходящей до некробиоза печеночных клеток. Дистрофические изменения в печени в свою очередь углубляют общую интоксикацию организма. Выделяясь из организма через почки, яд поражает канальцевый аппарат, в эпителии которого развиваются дистрофические и некротические изменения, сходные с изменениями почечной ткани при отравлении сулемой, однако по степени менее выраженные. В функциональном отношении есть отличие от отравления сулемой, так как при отравлении гранозаном больные, как правило, не умирают от уремии.
Нарушения кровообращения в виде полнокровия, отека и кровенаполнения связаны с расстройством функции нервнорефлекторных механизмов, регулирующих деятельность сердечно-сосудистой системы. Изменения в миокарде, по всей ’вероятности, с одной стороны, обусловлены непосредственным действием токсического вещества на ткань миокарда, с другой — являются результатом гемодинамических нарушений.
Причиной пневмонии, часто встречающейся при отравлении гранозаном, является, по-видимому, глубокое поражение центральной нервной системы и понижение сопротивления организма в целом.
Можно считать, что при отравлении гранозаном поражаются многие системы и органы, однако более избирательным с самого начала является поражение нервной системы, причём функциональные нарушения сильно преобладают над морфологическими. Поэтому нередко даже при тяжелых случаях отравления своевременно проведенное лечение может дать положительный результат.
Выводы
- Патоморфологические изменения внутренних органов при отравлении гранозаном выражаются в реактивных изменениях ганглиозных клеток центральной нервной системы, жировой дистрофии печени, тяжелых дистрофических изменениях эпителия почечных канальцев, вплоть до некротического нефроза в отдельных случаях, белковой дистрофии миокарда, очаговой пневмонии и колита.
- При отравлении гранозаном степень патоморфологических изменений внутренних органов не соответствует клинической картине отравления: при незначительных органических изменениях отравление протекает с тяжелыми клиническими проявлениями. Особенно наглядно это в отношении центральной нервной системы. Поэтому своевременно проведенное лечение даже при тяжелых случаях отравления приводит к полному выздоровлению.
- Клиническая картина отравления проявляется главным образом симптомами поражения центральной нервной системы.
- В механизме смерти при отравлении гранозаном особо важное место занимает поражение пищеварительного тракта и органов выделения, что ведет к общей интоксикации организма, которая на фоне ослабления защитно-приспособительных механизмов организма и возникающих на этой почве осложнений (в большинстве случаев пневмонии) приводит к смерти.
- Немаловажное значение в механизме снижения защитно-приспособительных процессов организма играет истощение, которое является следствием хронического, отравления гранозаном.
похожие статьи
К вопросу о химическом распознавании сероуглерода в крови при отравлениях / Кромер Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М.: Изд-во Наркомздрава, 1928. — №8. — С. 42-44.