Судебно-медицинская характеристика степени вреда здоровью
/ Прутовых В.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2013 — №13. — С. 172-175.
Кафедра криминалистики ДВЮИ МВД РФ
В связи с провозглашением Конституцией РФ человека высшей ценностью, в законодательной базе России произошли существенные изменения, касающиеся сущности и содержания заключения судебно-медицинской экспертизы. В прошлом закон защищал телесную неприкосновенность и целостность человеческого организма, в силу чего, начиная с выхода в свет Уголовного Законоуложения 1903 г, преступления, связанные с причинением повреждений человеку, именовались как «телесные повреждения», поэтому одной из задач судебно-медицинской экспертизы до принятия законодательства РФ было определение степени тяжести телесных повреждений [7].
Современное законодательство, в связи с принятием Конституции РФ, в теорию и практику уголовного и гражданского права, судебной медицины и других наук, занимающихся изучением проблем защиты прав и свобод человека, ввело новое понятие и термин – «вред здоровью». Таким образом, в настоящее время объектом правовой охраны стал человек и неотчуждаемое, данное ему от природы право на жизнь и здоровье, а не его анатомическая целостность, как это было в эпоху «телесных повреждений».
В Законе об экспертной деятельности указано, что «производство судебной экспертизы регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации» [2]. Производство судебной экспертизы, в том числе и судебно-медицинской, осуществляется в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 196 УПК РФ, которая предусматривает обязательное ее назначение, для установления характера и степени вреда, причиненного здоровью» [3].
Однако установленное законом требование не учтено в основном документе, которым руководствуются эксперты и представители правоохранительных органов при назначении, производстве и оценке заключения экспертизы потерпевших. Этот документ, в силу отсутствия аутентичного толкования понятий «вред здоровью» и «степень вреда здоровью», по-прежнему именуется как «Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» [4].
Уже из названия видно его несоответствие букве закона, который требует от экспертизы ответа на вопрос о степени вреда здоровью, а не о степени его тяжести, которая, в соответствии со ст. 15 УК РФ «Категории преступлений», устанавливается исключительно представителями судопроизводства. В юридической литературе по этому поводу отмечается, что степень тяжести последствий зависит исключительно от характера и степени вредных изменений в охраняемом законом объекте [10, 11]. Подобное несоблюдение требований закона попадает под действие ст. 75 УПК РФ, из содержания которой следует, что «доказательства, полученные с нарушением требований настоящего закона, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения…» [3]. Данное положение настолько существенно, что нашло свое закрепление в п. 2 ст. 50 Конституции РФ, где указано, что «…при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона» [1].
Учитывая изложенное и то, что заключение эксперта является основным доказательством при квалификации преступлений против здоровья, возникает крайняя необходимость определиться в том, что такое степень вреда здоровью.
В научной литературе судебно-медицинского характера этот вопрос рассматривается в единичных публикациях, которые носят дискуссионно-полемический характер [12].
Представляется, что Правила, следуя букве закона, должны именоват ься как «Правила определения характера и степени вреда здоровью». Однако к настоящему времени в теории уголовного права и судебной медицины в опрос о том, что такое «вред здоровью», «степень вреда здоровью» и каковы их основные характеристики, окончательно не разработан. Прежде чем говорить о степени вреда здоровью, необходимо определиться с тем, что п онимается вообще под понятием степень. В толковом словаре В. И. Даля под степенью понимается «ступень, ряд, разряд, порядок, место и самое собрание во всем, где полагается лестничный порядок, восходящий или нисход ящий» [8]. В современном словаре Т.Ф. Ефремовой дается определение, что «степень – это сравнительная величина, характеризующая размер, интенсивность, качество, меру» [9].
Применительно к рассматриваемой проблеме и учитывая одно из предложенных в литературе определений, что «вред здоровью – это неблагоприятное последствие для здоровья, наступившее в результате повреждения, заболевания или экстремального состояния, переживаемого человеком» [6], можно считать, что степень вреда здоровью – это мера неблагоприятного последствия для здоровья, определяемая нормами уголовного законодательства.
В соответствующих статьях УК РФ, предусматривающих ответственность за причинение вреда здоровью, законодатель, в зависимости от меры конкретного патологического изменения организма потерпевшего, прямо не называя, но обозначает различные степени вреда здоровью. Рассматривая степени вреда здоровью в нисходящем порядке, классификация может быть представлена в следующем виде:
- степень вреда здоровью в виде опасности для жизни;
- степень вреда здоровью в виде прерывания беременности;
- степень вреда здоровью в виде потери органа или полной утраты органом его функций;
- степень вреда здоровью в виде полной утраты профессиональной трудоспособности;
- степень вреда здоровью в виде значительной стойкой утраты общей трудоспособности;
- степень вреда здоровью в виде незначительной стойкой утраты общей трудоспособности;
- степень вреда здоровью в виде психического расстройства;
- степень вреда здоровью в виде заболевания наркоманией либо токсикоманией;
- степень вреда здоровью в виде длительного его расстройства;
- степень вреда здоровью в виде кратковременного его расстройства;
- малозначительный вред здоровью.
Следует обратить внимание на необходимость введения в перечень степеней вреда здоровью и в судебно-медицинскую практику такой степени, как малозначительный, в виду того, что в Уголовном кодексе предусмотрена такая мера вреда. В ст. 14 УК РФ указано, что деяния, повлекшие причинение малозначительного вреда, не представляют общественной опасности и не считаются уголовными преступлениями [3]. За причинение подобного вреда предусмотрена административная ответственность как за совершение противоправного проступка, доказательством которого является наличие, как указано в п. 9 Медицинских критериев, «поверхностных повреждений» в виде ссадин, кровоподтеков и других повреждений. Они не влекут за собой расстройства здоровья, но являются по определению повреждениями, однако вопреки медицинским принципам Критерии требуют расценивать их как «не причинившие вреда здоровью человека» [4], что явно противоречит нормам формальной логики.
Представляется, что, учитывая данное предложение об определении понятия «степень вреда здоровью», один из главных вопросов постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы при наличии, например, повреждения лица у потерпевшей, должен излагаться в соответствии с требованиями ст. 196 УПК РФ в следующей форме: «Какова степень вреда, причиненного здоровью гр-ки К?».
Отвечая на данный вопрос, эксперт в заключении укажет, что «имеющееся у гр-ки К. повреждение, ушибленая рана левой щеки и т.д. … повлекло за собой причинение вреда здоровью в виде кратковременного его расстройства (до 21 дня)». Данное заключение в дальнейшем будет оценено следователем или судом наряду с другими доказательствами и, в соответствии с нормами УК РФ, может быть квалифицировано как «легкий вред здоровью» по ст. 115 УК РФ либо, при признании судом наличия обезображения лица, как «тяжкий вред здоровью» по ст. 111 УК РФ.
Таким образом, предлагаемая судебно-медицинская характеристика и классификация степени вреда здоровью позволит осуществить судебно-медицинскую оценку последствий повреждений, заболеваний и иных патологических состояний в строгом соответствии с требованиями закона, в пределах своей компетенции, что обеспечит законность вменяемой ответственности за причинение вреда здоровью человека, которого Конституция РФ провозгласила высшей ценностью.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации. – СПб.: Литерра, 1999. – 48 с.
- Федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. – 2001. – № 106.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ: ред. от 23.07.2013 г. // Российская газета. – 2001. – № 249.
- Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // Российская газета. – 2007. – № 185.
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 N№ 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: (ред. от 18.01.2012) // Российская газета. – 2008. – № 188
- Авдеев, А. И. Современное законодательство, как основа для определения понятия «вред здоровью» / А. И. Авдеев, В. В. Прутовых // Дальневост. мед. журнал. – Хабаровск: ДВГМУ, 2012. – № 3. – С. 80–82.
- Галюкова, М. И. Уголовно-правовые признаки причинения вреда здоровью / М. И. Галюкова; Омс. академия МВД России. – Челябинск, 2007.
- Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С. 170.
- Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т. 2. – М.: Русский язык. 2000. – С. 704.
- Сахарова, Е. Г. Расследование причинения вреда здоровью. – М.: Юрлитинформ, 2007. – С. 121.
- Семернева, Н. К. Квалификация преступлений (части Общая и Особенная): науч.-практ. пособие. – М.: Проспект; Екатеринбург: Урал. гос. юрид. акад., 2010.
- Семячков, А. К. Правила и медицинские критерии определения тяжести вреда, причинённого здоровью человека, против закона и медицины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:// http://www.nntobsme.ru. Дата обращения 29.10.2013 г.
похожие статьи
Процессуальное положение эксперта в уголовном и гражданском процессе / Буромский И.В., Ермакова Ю.В., Сидоренко Е.С. // Судебная медицина. — 2019. — №1. — С. 42-46.
Неизгладимое обезображивание лица вследствие переломов костей лицевого черепа / Морозов Ю.Е., Плотников В.С., Никитин С.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 149-153.