Судебно-медицинская характеристика повреждений тела и одежды человека, причиненных выстрелами из охотничьего оружия 12-го калибра многоэлементным снарядом в цилиндрическом контейнере
/ Суворов А.С., Макаров И.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2013 — №13. — С. 182-184.
ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России (нач. – д.м.н. А.В.Ковалев), г. Москва
Проблемой изучения особенностей огнестрельных повреждений из гладкоствольного охотничьего оружия судебная медицина занимается достаточно продолжительное время. Большая работа по изучению данной тематики проводилась в середине 20-го века. Однако в то время большинство патронов снаряжались самостоятельно либо заводским путем, без применения каких-либо пыжей-контейнеров, а также чаще использовался дымный порох [1–4].
Исследования, посвященные вопросам механизма образования повреждений многоэлементными снарядами, носят общий характер, освещают только некоторые отдельные вопросы и не охватывают новые образцы патронов, дробь и картечь которых конструктивно располагаются в патронах в специальных контейнерах.
Первые унитарные патроны для гладкоствольного оружия были бумажными, затем научились тянуть гильзы из латуни, так как латунные гильзы допускали многократное использование. Потом появились дешевые технологии производства бумажных гильз, и патроны снова стали бумажными. И наконец, появился еще более дешевый и технологичный пластик, и патроны (гильзы) стали пластиковыми.
Патроны к гладкоствольному оружию имеют цилиндрическую гильзу из латуни, бумаги или пластмассы, капсюль центрального боя, в качестве поражающего элемента используют специальные пули, дробь или картечь. Как правило, все эти элементы безоболочечные, изготовлены из свинца. Дробь и картечь имеют низкую эффективную дальность стрельбы, как правило, не более 40–60 метров.
В патронах используются различные прокладки и пыжи для исключения попадания пороха в дробь или высыпания дроби из патрона. Материал прокладок и пыжей – картон, бумага и т.п. Также в патронах используются обтюраторы из полиэтилена и картона для предотвращения прорыва пороховых газов и увеличения тем самым скорости полета снаряда.
В современных патронах заводского изготовления в основном используются полиэтиленовые пыжи-контейнеры, отлитые как единое целое и состоящие из обтюратора, амортизатора и контейнера, вмещающего дробь или картечь. Данный способ зарядки позволяет немного улучшить кучность выстрела дробью, также позволяет организовать снаряжение патронов на автоматической линии.
За рубежом в конце 60-х годов 20-го века появилась новая технология изготовления охотничьего патрона. Картон в гильзах заменяется пластмассой, края рыльца гильзы загибаются таким образом, чтобы закрыть ее отверстие, так что становится ненужной прежняя картонная прокладка, удерживающаяся с помощью закрутки краев. Войлочные и картонные пыжи также заменены пластмассовыми. Дробь не насыпается непосредственно в гильзу, а помещается туда в пластмассовом стаканчике. Последний имеет в передней части продольные разрезы, вследствие чего стенки его при вылете из ствола развертываются наподобие лепестков.
Патрон для гладкоствольного оружия кустарного производства состоит из гильзы пластмассового контейнера (или без него) с дробью, картечью или пулей; набора пыжей; заряда пороха; капсюля-воспламенителя.
Все крупные производители патронов давно освоили применение полиэтиленовых пыжей-контейнеров, выполняющих одновременно и роль обтюраторов. Такие пыжи-контейнеры технологичны, патроны с ними дешевле и удобнее в производстве. Полиэтиленовый обтюратор на сегодняшний день – лучшее средство предотвращения прорыва пороховых газов. Амортизатор между контейнером и обтюратором позволяет немного сгладить скачок давления в патроннике, что благоприятным образом влияет на сохранение дробью сферической формы. Сам полиэтиленовый стаканчик, во-первых, предотвращает контакт большей части дроби со стенками ствола, что уменьшает освинцовку и сохраняет сферичность вылетающего из канала ствола облака газо-пороховой струи и многоэлементного снаряда. При выходе указанного снаряда через дульное сужение типа «цилиндр» под действием лобового сопротивления почти сразу открываются лепестки контейнера, и дробь начинает «стекать» с пыжа. Пыж, имея больший, чем у одной дробинки, вес, да еще и летящий в условиях меньшего лобового сопротивления, в аэродинамической тени находящейся впереди дроби, некоторое время движется вместе с дробью. Затем, когда определенная масса дробин уже «стекла» с него, тормозится и отстает от дробовой осыпи навсегда. Все это происходит довольно близко от дульного среза, в пределах 2–3 метров. Осыпь действительно формируется на первых метрах траектории дробового снаряда. Разница между патронами с контейнером и без больше в равномерности осыпи по всему диаметру, чем в самом этом диаметре. Так, при расстоянии выстрела 35 м и далее предпочтительнее использовать контейнер [5].
Таким образом, использование при стрельбе из охотничьих ружей различных патронов затрудняет проведение полноценной дифференциальной диагностики формирующихся повреждений и значительно снижает возможности и информационную ценность их судебно-медицинской экспертизы, создает предпосылки для неправильной интерпретации получаемых результатов и экспертных ошибок. В то же время использование для стрельбы из охотничьих ружей многоэлементных снарядов, расположенных в цилиндрических пластиковых контейнерах (пыжах-контейнерах), существенно влияет на свойства возникающих повреждений, служит объективной предпосылкой для дифференцирования их от других повреждений.
Список литературы:
- Лисицин, А. Ф. Судебно-медицинская экспертиза при повреждениях из охотничьего гладкоствольного оружия. – М., 1968.
- Молчанов, В. И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза / В. Л. Попов, К. Н. Калмыков. – Л.: Медицина, 1990. – 272 с.
- Попов, В. Л. Судебно-медицинская баллистика / В. Б. Шигеев, Л. Е. Кузнецов. – СПб.: Гиппократ, 2002. – 656 с.
- Устинов, А. И. Патроны ручного огнестрельного оружия и их криминалистическое исследование / М. М. Блюм. – М., 1982. – 296 с.
- Попов, А. С контейнером или без? / А. Попов // Охота. – 2012. – № 2.
похожие статьи
Признаки дробовых повреждений из газового стволового оружия / Кузнецов Ю.Д., Бабаханян Р.В., Исаков В.Д. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 70-71.
Особенности огнестрельных повреждений, причиненных связанной картечью / Нагорнов М.Н., Емелин В.В., Баринов Е.Х., Кузнецов А.Б. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2009. — №6. — С. .