О судебно-медицинской экспертизе механизма образования осаднения (Предварительное сообщение)
/ Балаев В.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1964 — №2. — С. 7-11.
Кафедра судебной медицины (зав. — проф. В.М. Смольянинов) II Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова
Поступила в редакцию 4/II 1964 г.
УДК 616.5-002.446-02 : 616-001]-079.6
При судебно-медицинском освидетельствовании живых лиц и исследовании трупов эксперт, как правило, не может учесть ряда различных факторов, обусловливающих возникновение ссадины, например, форму повреждающего орудия, угол его соприкосновения с поражаемой областью тела, силу удара и т. д.
Описывая повреждение, эксперты чаще ограничиваются указанием его локализации, размеров, общей формы, цвета и плотности, но не учитывают разницы интенсивности окраски, степени плотности, выраженности краев, рельефа и других деталей в разных участках осаднения кожи. В то же время именно эти детали могут иметь весьма важное значение в определении механизма возникновения осаднения.
И. П. Алферьев в 1907 г. отмечал, что чем больше признаков, особенностей и мельчайших деталей выявляется в повреждении, тем больше оснований имеет врач для построения своих суждений о характере примененного орудия и механизме его воздействия.
Существует практика воспроизведения условий и обстоятельств травмы (ссадин) путем следственных и экспертных экспериментов. Судя по литературным данным и экспертной практике, такие эксперименты производят путем нанесения осаднений тем или иным предметом, зажатым в руке, без точного учета силы и угла удара (по отношению к поверхности тела) или же путем подвешивания груза с последующим; его свободным падением на какую-либо часть трупа. Такие методы не дают возможности с необходимой достоверностью решить вопрос о направлении, силе и особенностях поверхности предмета, причиняющего повреждение.
Рис. 1. Общий вид прибора для экспериментального нанесения осаднений. Обозначения в тексте.
Мы сконструировали прибор, позволяющий наносить осаднения сзаведомо известной силой, под различными углами и предметами разнообразной формы, а также регистрировать силу удара в момент соприкосновения предмета с поверхностью кожи (рис. 1).
Прибор состоит из штатива (1), представляющего собой дугу в180°, на концах которой для устойчивости и крепления к подвижному столу (2 ) имеются 2 стойки (3 ). Штатив разделен на градусы (от 5 до 90), соответственно делениям в нем имеются отверстия (4), в которые под изучаемым углом действующей силы устанавливают направляющую втулку ( 5), укрепленную на штативе с помощью откидной накладки (6). Во втулке движется стержень ( 7), на одном из кондов которого укреплен становой динамометр ( 5) с рукояткой (9) для натяжения пружины (10). На другом конце стержня закрепляют съемный ручной динамометр (11), регистрирующий силу удара в момент соприкосновения предмета с поверхностью кожи. С противоположной стороны динамометра закрепляют исследуемый предмет (12) для производства эксперимента. На стержне имеется подвижной хомутик-ограничитель (13), устанавливаемый на необходимом делении стержня при растяжении пружины. Для установления действующего предмета под определенным углом к поверхности кожи изготовлена насадка-транспортир, а для изучения влияния формы травмирующего предмета на свойства ссадин — 10 различных насадок (рис. 2).
С помощью указанного прибора мы произвели 130 серий ударов; (в каждой по 5—6 ударов) под углом 30, 45, 60, 75, 90 и 15°. Расчетная сила удара была постоянной (40 кг).
Полученные повреждения были подвергнуты визуальному, фотодиагноскопическому исследованиям, фотографированию и изготовлению отпечатков-слепков с их дальнейшим микрометрированием.
Установлено, что при снижении угла расчетной силы в момент соприкосновения предмета с поверхностью кожи сила удара уменьшается и характер повреждения резко изменяется.
Рис. 2. Образцы предметов-насадок и насадка-транспортир.
Рис. 3. Изменение формы ссадины в зависимости от угла нанесения удара.
Обозначения в таблице.
При анализе результатов визуального исследования полученных ссадин выявлена определенная закономерность возникновения повреждений в зависимости от изменения угла воздействия силы.
При воздействии под углом 75 и 90° предметами, имеющими форму шара, цилиндра, прямоугольника, шестигранника и неправильной многогранной геометрической фигуры, образующиеся ссадины имеют соответственно округлую, кольцевидную, прямоугольную, шестигранную и неопределенную форму в виде отпечатков предметов, отражающих их контуры. Интенсивность окраски, глубина, плотность, выраженность краев однородны во всех частях ссадины, чешуйки эпидермиса смещены к центру осаднения. Нередко в месте приложения силы мы отмечали перелом подлежащей кости, в то время как ссадина визуально не определялась, а при фотодиагноскопическом исследовании были видны мельчайшие нарушения эпидермиса, характеризующие наличие повреждения и более или Менее отражающие форму предмета (рис. 3, а, б).
Зависимость формы ссадин от угла действующей силы
Угол схождения | Угол направления удара | Характеристика свойств ссадин |
в градусах
| ||
30,60,90, 120,150 | 90 | Образуются 2 ссадины в виде равнобедренных треугольников, вершины которых направлены друг к другу и расположены на одной линии, перпендикулярной к направлению удара. Интенсивность окраски, глубина, степень плотности, края больше выражены в области оснований треугольников, чем у их вершин, где видны обрывки эпидермиса. Расстояние между основаниями треугольников соответствует ширине действующего предмета (см. рис. 3, а) |
30 60 | 60 75 | Образуются 2 ссадины в виде прямоугольных треугольников, острые углы которых, прилежащие к большим катетам, направлены друг к другу и расположены на одной линии, перпендикулярной к направлению удара. При этом началом осаднения (приложения силы) являются острые углы и гипотенузы, а окончанием — большие катеты и прилежащие к ним острые и прямые углы, где отмечаются подрытость края и обрывки эпидермиса, смещение в сторону направления удара. Интенсивность окраски, глубина, степень плотности, края больше выражены в конце осаднения, чем в начале его. Расстояние между параллельными меньшими катетами соответствует ширине действующего орудия (см. рис. 3, б) |
30 60 90 | 45 60 75 | Образуется ссадина в виде 2 прямоугольных треугольников» соединенных между собой в области острых углов, прилежащих к большим катетам, или в виде прямоугольной трапеции, длинник которой расположен перпендикулярно к направлению удара. Начало осаднения представляет ломаную линию, состоящую из 2 гипотенуз,, или прямую, идущую в косопоперечном направлении; окончание ссадины (приложение силы) — прямую, идущую перпендикулярно к направлению удара, к концам которой прилежат прямые углы. Интенсивность окраски, глубина, степень плотности, края меньше выражены в начале, чем в конце осаднения, где имеются подрытость края и обрывки эпидермиса, смещенного в сторону направления удара. Длинник ссадины соответствует ширине действующего предмета (см. рис. 3, в) |
30 60 90 120 | 30 45 60 75 | Образуется неправильной П-образной формы ссадина. Поперечная перекладина ее в конце приложения силы (окончания ссадины) представляет прямую, идущую перпендикулярно к направлению удара, к конца которой прилежат прямые углы; в области их отмечаются подрытость края и сместившиеся по направлению удара обрывки эпидермиса. Началом осаднения (приложения силы) являются 2 параллельно направленные продолговатой формы ссадины (свободные концы П-образной ссадины) и сторона в виде ломаной линии, обращенные в противоположную сторону направления удара. Интенсивность окраски, глубина, степень плотности, края больше выражены в конце, чем в начале осаднения (приложения силы). Поперечная перекладина П-образной ссадины имеет продольную исчерченность по отношению к направлению удара, длинник ее соответствует ширине действующего предмета (см. рис. 3, г). |
30 60 90 120 150 | 15 30 45 60 75 | Предметы действуют по касательной к одной из своих сторон. При этом образуются 2 веретенообразной формы ссадины, идущие параллельно друг другу. Длинники их идут по направлению удара. В начальной части между этими ссадинами располагаются мелкие ссадины, местами сливающиеся друг с другом, с обрывками эпидермиса, которые идут рядами в поперечном направлении, придавая ссадине вид поперечной исчерченности. В конечной части веретенообразные ссадины сужаются и состоят из отдельных мелких треугольников, расположенных на одной линии и обращенных основанием в сторону направления удара, где видны обрывки эпидермиса, сместившиеся в ту же сторону. Интенсивность окраски, глубина, степень плотности, края больше выражены в начале, чем в конце осаднения. Расстояние между параллельно идущими ссадинами соответствует ширине действующего предмета (см. рис. 3, д). |
Указанные предметы, действуя под углом 60°, соответственно образуют ссадины овальной, эллипсоидной, прямоугольной, шестигранной и неопределенной формы, отражающие вытянутые контуры предметов, своим длинником направленные по направлению удара. Интенсивность окраски, плотность, глубина, выраженность краев в начале осаднения (приложения силы) больше, чем в конце его. Обрывки эпидермиса при действии предметами цилиндрической, шестигранной, прямоугольной формы расположены у внутреннего края в начале и у наружного в конце осаднения (рис. 3, в).
При действии под углом 45° указанными предметами образуются ссадины продолговатой формы, в начале которых отчетливо выражена одна из сторон предмета, а затем имеется сплошное смещение эпидермиса в сторону удара с выраженной продольной исчерченностью. В конце осадненного участка наблюдаются мелкие, местами сливающиеся друг с другом ссадины с обрывками эпидермиса, идущие рядами в поперечном направлении и придающие вид поперечной исчерченности. Интенсивность окраски, плотность, глубина, выраженность краев в начале осаднения больше, чем в конце его (рис. 3, г).
При действии под углом 30° теми же предметами образуется продолговатая ссадина с выраженной поперечной исчерченностью вследствие смещения в сторону удара чешуек эпидермиса. При этом в начале приложения силы она состоит из мельчайших сливающихся друг с другом ссадин, в конце же приложения силы — из отдельных мелких ссадин. Интенсивность окраски, степень плотности, глубина в начале осаднения больше, чем в конце, в то же время края в начале и в конце осаднения выражены неясно (рис. 3, д).
При действии предметами, 2 стороны которых сходятся под углом 30, 60, 90, 120, 150°. образуются одинаковые ссадины, форма которых зависит от угла действующей силы (см. таблицу).
Из сказанного следует, что при детальном исследовании ссадины (ее формы, направления, интенсивности окраски, глубины, степени плотности, выраженности краев в начале и в конце осаднения, рельефа поверхности. направления чешуек эпидермиса) можно установить направление, а в ряде случаев и форму орудия, т. е. решить основной вопрос о механизме ее возникновения.
похожие статьи
О значении изменений кожных нервов в дифференциальной диагностике прижизненных и посмертных ссадин / Рубинчик М.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1960. — №4. — С. 10-15.