Морфологические особенности повреждений головы и позвоночника при падении тяжелых предметов на человека с высоты
/ Коренев С.А. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 92-95.
(Пермь)
На основании экспертного анализа случаев смертельной травмы, возникающей при падении тяжелых предметов на человека с высоты, установлено, что в 65% такого рода случаев повреждения локализовались в области головы. Сочетание повреждений головы с травмой позвоночника мы наблюдали в 50% наблюдений. Это обстоятельство требует от экспертов направленного внимания при исследовании повреждений головы и позвоночника.
Анализ материалов экспертных наблюдения (20) и экспериментов на биоманекенах (16) позволяет выделить в рассматриваемых случаях три основные группы повреждений, что может облегчить экспертную их оценку.
К первой группе повреждений мы относим повреждения локального характера, т. е. повреждения, возникающие в зоне воздействия ударяющего предмета при широкой поверхности соударения.
Так, в месте наиболее тесного контакта участка действующего предмета с поверхностью свода черепа возникает разрыв мягких тканей головы с образованием ушибленной раны со всеми характерными для нее признаками. Вокруг ушибленной раны, в пределах контактной зоны, располагается участок осаднения кожи, часто с признаками сдвига чешуек эпидермиса в сторону соскальзывания ударяющего предмета. В пределах действия контактной площадки за счет сочетания «сплющивания» мягких тканей и их сдвига, образуется карманообразное отслоение апоневроза от поверхности костей свода черепа, которое особенно четко выявляется в условиях эксперимента, а в экспертных наблюдениях представляется в виде расслаивающей гематомы. Наибольшее отслоение мягких тканей, иногда даже с лоскутообразным разрывом одного из краев раны, располагается по ходу вектора внешнего воздействия и указывает на направление соскальзывания действующего предмета со свода черепа.
К группе локальных повреждений следует отнести также переломы костей свода черепа, возникающие в зоне действия контактной площадки и ограниченные периметром ее действия. В этом случае площадка перелома часто ограничена циркулярной трещиной, а средняя ее часть своими осколками может образовывать несколько расходящихся секторов в месте схождения вершин которых на наружной компактной пластинке имеются участки выкрашивания. За счет развития срезывающих деформаций, возникающих по ходу циркулярной трещины, ограничивающей перелом, образуется козырек наружной пластинки по внешнему краю поверхности излома. Такие особенности локальных переломов были характерны для брахиокранных черепов и для черепов с, выраженным губчатым костным слоем.
Ко второй группе повреждений мы отнесли повреждения, которые определили как локально-конструкционные. Это повреждения, возникающие за пределами зоны воздействия контактной поверхности действующего предмета, но соединяющиеся с ней. Их образование обусловлено, с одной стороны, особенностями конструкции страдающего при травме костного комплекса, а с другой — характером объемных деформаций этого комплекса, возникающих при ударной компрессии.
Морфологическими признаками локально-конструкционных повреждений костей черепа, прежде всего являются переломы-трещины, возникающие на протяжении за счет развития растягивающих и касательных напряжений. Такие переломы формируются в первую очередь меридионально и, распространяясь именно в таком направлении, достигают зоны локального повреждения с одной стороны, а с другой — переходят на основание черепа. Нередко при этом могут образовываться также экваториальные трещины, которые возникают в силу вторичной деформации — изгиба; при этом формируется так называемый «паутинообразный» перелом (Плаксин В. О., 1984 г.; Крюков В. Н., 1986 г.).
В процессе образования меридиональной трещины-перелома, плоскость ее излома имеет наибольшее зияние на отдалении от контактной площадки, что приводит к растяжениям и разрывам твердой мозговой оболочки с образованием межоболочечных гематом.
Локально-конструкционные повреждения являются следствием вертикальной ударной компрессии головы, когда она в пространственной позиции имеет достаточно обозначенную опору — позвоночный столб.
В ходе систематизации морфологических особенностей повреждений, возникающих при вертикальной ударной компрессии головы в сочетании с травматизацией позвоночника, выявлен ряд отдаленных, иногда полностью изолированных повреждений, которые были отнесены нами в группу конструкционных повреждений.
В эту группу следует отнести кольцевидный перелом основания черепа, локализующийся в зоне костных образований, формирующих переднее полукольцо большого затылочного отверстия. Линия кольцевидного перелома может заканчиваться в яремных отверстиях или переходить с одной или с обеих сторон на скат и продолжаться по сагитальной плоскости к турецкому седлу и далее на тело основной кости. Как правило, описанный кольцевидный перелом сопровождается двух-, а чаще односторонним отломом пирамиды височной «ости обычно в зоне ее основания. Эти конструкционные повреждения основания черепа возникают при трансформации нагрузки со стороны шейного отдела позвоночника на мыщелки затылочной кости, а отломы пирамид возникают за счет передачи нагрузки с латеральных поверхностей ската затылочной кости на нижнюю поверхность передней трети пирамиды.
К группе конструкционных повреждений следует отнести также переломы позвоночника, возникающие в результате потери его устойчивости в процессе вертикальной компрессии. Переломы позвоночника обусловлены не только вертикальной компрессией, но и передним сгибанием позвоночника во время резкого наклона головы, что хорошо прослеживается при анализе данных ускоренной киносъемки, документирующей ход проводимых нами экспериментов. Переломы позвоночника в большинстве случаев возникали в нижне-шейном и верхнегрудном отделах и локализовались в области тел позвонков, суставных и остистых отростков, в области дуг.
Переломы тел носили компрессионный характер в большинстве случаев в виде смятия верхне-передней и верхне-боковых поверхностей I, II, III грудных позвонков.
Переломы верхне-суставных отростков имели характер отрыва в области их оснований. Плоскость излома была горизонтальной. Механизм образования переломов суставных отростков, очевидно, связан с передним сдвигом вышележащего позвонка с упором нижнесуставных отростков на верхне-суставные.
Переломы дуг позвонков возникали в случае преобладания вертикальной компрессии над передним сгибанием позвоночника. Плоскость перелома дуг была вертикальной или косовертикальной. В большинстве случаев переломы дуг были двухсторонними.
Конструкционные переломы остистых отростков возникали при резком наклоне головы вперед за счет растяжения над — и межостистых связок с последующим разрывом межостистых связок и отломом отростков.
Во всех наблюдениях, при исследовании мягких тканей спины, отмечались обширные кровоизлияния в мышцах, окружающих остистые отростки нижне-шейных и верхне-грудных позвонков.
Приведенные данные экспертных и экспериментальных наблюдений могут представлять определенный судебно-медицинский интерес в плане ретроспективного установления механизма травматизации. Эти исследования нами будут продолжены.
похожие статьи
Летальная травма пищевода и аорты дисковой батареей у ребенка / Кузьмичев Д.Е., Баринов Е.Х., Болдова О.Ш., Скребов Р.В., Чирков С.В., Вильцев И.М. // Медицинская экспертиза и право. — 2017. — №3. — С. 49.
Вероятностная математическая оценка травматического и нетравматического генеза субдуральных гематом / Недугов Г.В. // Проблемы экспертизы в медицине. — 2008. — №2. — С. 11-13.
Характеристика переломов шейных, грудных и поясничных позвонков у пострадавших в салоне современного легкового автомобиля при дорожно-транспортных происшествиях / Пиголкин Ю.И., Дубровин И.А., Седых Е.П., Мосоян А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2016. — №1. — С. 13-17.