Морфология путей микрогемоциркуляции при смерти от острой кровопотери

/ Шилин А.В. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 272-274.

Шилин А.В. Морфология путей микрогемоциркуляции при смерти от острой кровопотери

(Ярославль)

ссылка на эту страницу

Острая кровопотеря является одной из самых частых причин смерти при механических повреждениях. Известно, что морфологическая картина смерти от острой кровопотери неоднородна и зависит от объема и продолжительности кровотечения. Гистологические признаки кровопотери неспецифичны и сводятся, в основном, к дистрофическим изменениям внутренних органов. Работы последних лет подтвердили перспективность изучения изменений микрогемоциркуляторного русла (МГЦР) для целей судебно-медицинской диагностики (Л.М. Бедрин, В.Н. Левин, 1973, 1982 и др.).

Нами на практическом экспериментном материале (18 наблюдений) исследовано состояние МГЦР при смерти от острой кровопотери. В качестве группы сравнения служили случаи смерти (10) от несовместимой с жизнью тупой травмы головы. МГЦР изучали на препаратах, приготовленных из фрагментов некоторых пленчатых объектов (мозговых оболочек, париетальной плевры и брюшины, перикарда, фиброзной капсулы почки), импрегнированных азотно-кислым серебром по методу В.В. Куприянова (1965) и окрашенных Суданом черным-В (Н.Е. Ярыгин, С.В. Панченко, 1980). Наряду с изучением морфологии микрососудов был применен комплекс количественных методов исследования, морфометрия диаметров всех звеньев МГЦР, расчет объемов заключенной в них крови. В качестве тест-объекта для этой цели использовали париетальную плевру, т. к. артериолярные и венуральные анастомозы формируют в ней автономные участки — модули (В.И. Козлов, 1969), что позволяет применить системный подход к изучению МГЦР.

Морфологические изменения выражались в признаках спазма артериолярных и прекапиллярных сосудов: просвет их неравномерно сужен, стенки утолщены за счет набухания ядер гладкомышечных клеток; повышена извилистость сосудов. Средний диаметр артериолярных сосудов с учетом порядков их ветвления и прекапилляров уменьшен на 1/5—1/4 по сравнению с контролем. Большинство прекапиллярных сфинктеров находится в сомкнутом состоянии. Средний диаметр капилляров уменьшен на 1/4—1/3, набухшие ядра эндотелиальных клеток суживают их просвет. Математический анализ показал достоверное уменьшение кровенаполнения этих звеньев МГЦР на 30—40%.

В то же время, изменения МГЦР неоднородны и имеют особенности в зависимости от типа кровопотери. В связи с этим мы выделили следующие группы.

В случаях ранения крупного сосуда и одномоментной потери большого количества крови макроскопически картина обескровливания отсутствовала. Расчет объемов сосудов выявил снижение общего кровенаполнения на 15—20%, но при этом обычные объемные отношения между Сосудами МГЦР резко нарушены: отмечается малокровие артериального и капиллярного русла наряду с полнокровием посткапиллярно-венулярного. Это подтверждается также достоверным увеличением средних диаметров посткапилляров и венул.

При не столь быстрой кровопотере, когда макроскопически выражено малокровие, исследование МГЦР выявило достоверное уменьшение диаметров всех его звеньев, уменьшение кровенаполнения МГЦР в делом на 30%, наиболее выраженное в капиллярном звене; при этом объемные отношения между сосудами терминального русла близки к обычным.

Значительно отличается морфологическая картина в случаях ранения некрупных сосудов или паренхиматозных органов, когда смерть наступила не сразу. Чередование участков спазма и мешковидных расширений артериолярных сосудов свидетельствует о состоянии дистонии и пареза; средний их диаметр больше, чем в первых двух группах. Большинство прекапиллярных сфинктеров раскрыто. Неравномерно кровенаполнение капиллярного русла: на фоне малокровия отмечаются участки очагового расширения капилляров (преимущественно их венозных сегментов), средний диаметр их также выше, чем в предыдущих группах. Резкое расширение и переполнение кровью сосудов посткапиллярно-венулярного звена сопровождается открытием большого числа анастомозов между ними, отмечаются участки микрокровоизлияний вокруг этих сосудов. Общее кровенаполнение МГЦР уменьшено значительно, а в ряде участков и увеличено. Это можно объяснить депонированием крови в этой зоне в терминальной фазе геморрагического шока. Резко изменено соотношение объемов крови между звеньями, в первую очередь, за счет увеличения доли посткапиллярно-венулярного отдела.

Нами были проведены также экспериментальные исследования по моделированию различных типов кровопотери. Результаты изучения МГЦР в эксперименте полностью соответствуй ют данным, полученным на практическом экспертном материале.

Описанные морфологические и морфометрические изменения являются, на наш взгляд, характерными для острой кровопотери различных ее типов. Они значительно дополняют данные обычного гистологического исследования, а морфометрия делает их более объективными. Методика исследования терминального сосудистого русла пленчатых объектов может быть использована для целей судебно-медицинской диагностики в случаях смерти от острой кровопотери.

похожие статьи

Особенности изменения массы легких при острой кровопотере и тампонаде перикарда / Иванов И.Н., Давыдова Н.Г. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — №. — С. .

больше материалов в каталогах

Кровотечение, кровопотеря, геморрагический шок