О некоторых возможностях отождествления рубящих и колюще-режущих орудий

/ Эпштейн В.Я. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1974 — №3. — С. 5-6.

Эпштейн В.Я. О некоторых возможностях отождествления рубящих и колюще-режущих орудий

УДК 340.624.4

Ставропольская краевая судебно-медицинская экспертиза (нач. — проф А.С. Литвак)

О некоторых возможностях отождествления рубящих и колюще-режущих орудий. Эпштейн В.Я. Суд.-мед. эксперт., 1974, №3, с. 5.

Сообщается об идентификации ножа и топора по следам на костях свода черепа и реберном хряще методом фотоналожения микрофотографий этих следов и экспериментальных. Иллюстраций 3.

 

ON SOME POSSIBILITIES OF IDENTIFYING SLASHING, STABBING, AND INCISING WEAPONS

V. Ya. Epshtein

Scaled stereomicroscopic images of the traces of the sliding weapon on injured cranial bones and costal cartilages and on paraffin-wax compound were confronted by superposing method. Two cases of individual identification of an axe and a knife are reported.

ссылка на эту страницу


Рис. 1. Масштабная профилограмма,
полученная с помощью пасты «К».
а — валик; б — борозда.



Рис. 2. Фотоналожение микрофотографий
со следами скольжения от топора на
кости (внизу) и компауде (вверху). Ув. 16×.



Рис. 3. Фотоналожение микрофотографий
со следами скольжения от ножа
на реберном хряще (внизу) и
компауде (вверху). Ув. 16×.

Для изучения микрорельефа следов скольжения мы предложили (1971) масштабную стереомикроскопию с масштабным микрофотографированием. Его производят зеркальной фотокамерой с помощью окулярного микрометра, вставленного в специальную переходную насадку, которую крепят на одном из тубусов.

Отличительная особенность данной методики — возможность измерить ширину валиков и борозд, а также их глубину на профилограммах (рис. 1) окулярным микрометром микроскопа МБС-1 с точностью от 0,01 до 0,014 мм. Получение цифрового материала открывало возможность его дальнейшей обработки. Для оценки применяли метод вариационной статистики (определение средней арифметической М, квадратической ошибки ±σ, средней арифметической ошибки коэффициента Стьюдента t и значения вероятности различий Р).

В некоторых экспертизах значение Р нередко было меньше 0,02—0,01 и иногда даже меньше 0,002—0,001, что является высшей степенью достоверности.

Особенностью этой методики является также фотоналожение методом скольжения исключительно масштабных микрофотографий с трассами на объектах исследования.

Все это гарантирует объективность, точность исследований и наглядность результатов, позволяя нередко с достоверностью определять конкретное орудие.

Приводим наши наблюдения.

При стереомикроскопическом исследовании костей свода черепа трупа на стенках некоторых разрубов выявлены линейные следы скольжения. Представленным на экспертизу топором наносили следы на парафино-восковом компауде. Измеряли ширину валиков и борозд на кости и экспериментальных следах, полученные данные обрабатывали статистически. Значение Р составляло от 0,02 до 0,002. Масштабные микрофотографии совмещали, проводили репераж совпадающих трасс (рис. 2).

Недалеко от трупа гр-на Е. с колото-резаными ранами был обнаружен самодельный нож. Стереомикроскопия пересеченного реберного хряща выявила четкие следы скольжения. На компауде изъятым ножом нанесли следы. Следы на хряще и компауде измеряли, результаты статистически обрабатывали. Выявлена высокая достоверность тождества (P=0,002—0,001). Фотоналожение и репераж трасс с различными экспериментальными следами выявили устойчивость идентификационных признаков (рис. 3).

Выводы об идентичности действовавшего орудия в обоих случаях подтвердились данными следствия.

Отрицание целесообразности проведения трассологических экспертиз некоторыми судебными медиками (В.М. Аугустинас и соавт., 1965, и др.), по нашему мнению, ошибочно.

Данный метод можно рекомендовать для судебно-медицинской практики.