К вопросу о катетеризационных осложнениях

/ Штарберг А.И., Штарберг Р.С., Пискун А.И., Мазуренко А.А., Гиголян М.О. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.

Штарберг А.И., Штарберг Р.С., Пискун А.И., Мазуренко А.А., Гиголян М.О. К вопросу о катетеризационных осложнениях

(Хабаровск)

ссылка на эту страницу

Применение пункционной катетеризации подключичной вены как метода интенсивной терапии в основном дает положительный эффект, но в практике врачей встречаются ошибки и осложнения, которые могут существенно повлиять на основной патологический процесс, а иногда и явиться причиной смерти [2, 3, 5]. Частота осложнений, связанных с пункционной катетеризацией подключичных вен по данным разных авторов составляет от 1,2% до 17,5% [1, 4].

Нами исследовано 230 секционных и клинических случаев различных катетеризационных осложнений, выявлено 55 разновидностей осложнений. Некоторые из вышеуказанных осложнений встречаются чрезвычайно редко. Приводим два наших наблюдения, аналогичных которым в доступной нам литературе мы не нашли.

Больной К., 28 лет, находился на стационарном лечении с 29 ноября 1983 года по поводу термических ожогов тела II-III степени площадью поражения 32% поверхности тела. Несмотря на проведение соответствующей терапии состояние больного ухудшалось – появились отеки и цианоз верхней половины туловища с расширением поверхностных вен, прогрессировала гипотония, нарастала тахикардия. 22 декабря 1983 года больной умер. Во время лечения для проведения интенсивной инфузионной терапии больному была катетеризирована правая подключичная вена. При исследовании трупа, кроме соответствующих патоморфологических изменений, связанных с ожогами, было обнаружено, что центральный конец катетера располагался в правом предсердии и был погружен в тромб, который на 2/3 заполнял полость правого предсердия и в виде «капли» размерами 3,5х1,5 см свисал в полость правого желудочка. Тромб был плотный, смешанного характера, местами прикреплен на деформированных створках трехстворчатого клапана. По нашему мнению деформация створок трехстворчатого клапана привела к сужению правого атриовентрикулярного отверстия, резкой дилатации правого предсердия и возникновению недостаточности клапана, что клинически проявилось наличием грубого систолического шума в области сердца и соответствующей картиной при электрокардиографическом исследовании. В данном случае погружение катетера на избыточную глубину явилось причиной возникновения тромбоза сердца, который сыграл определенную роль в наступлении смерти.

Больной И., 57 лет, поступил в мае 2001 года в стационар с клиникой желудочно-кишечного кровотечения спустя 24 часа от начала заболевания. Для проведения противошоковых мероприятий была сделана попытка катетеризации левой подключичной вены, которая успехом не увенчалась. При этом было отмечено истечение артериальной крови из просвета иглы. Произведена тугая тампонада надплечья с холодом… На операции имел место синдром Мелори-Вейса. Произведено ушивание слизистой оболочки кардиального отдела желудка и кардиопищеводного перехода. В послеоперационном периоде показатели гемодинамики и красной крови стабилизировались. Но через 16 часов после операции развилась клиника геморрагического шока и массивного кровотечения из желудочно-кишечного тракта. Появились гипотония, бледность кожи, анемия, рвота алой кровью со сгустками. Ситуация была расценена как ранний рецидив кровотечения. Из резиновой хирургической перчатки и толстого желудочного зонда импровизирован зонд-обтуратор (по типу Блэкмора). Перчатка была раздута в пищеводе. Кровотечение остановлено. Но через сутки при попытке смены «зонда» возник рецидив артериального кровотечения большой интенсивности. Несмотря на реанимационные мероприятия наступила смерть больного. При исследовании трупа было обнаружено, что на задне-боковой стенке пищевода слева в его верхней трети имеется отверстие до 2 см в диаметре. При дальнейшем исследовании обнаружено также сквозное ранение средней трети левой подключичной артерии и сквозное повреждение стенки пищевода. Швы слизистой оболочки желудка и кардиопищеводного перехода были состоятельны. Таким образом, одновременное повреждение пищевода и подключичной артерии при попытке катетеризации подключичной вены обусловили возможность кровотечения в просвет пищевода с летальным исходом.

Мы полагаем, что дальнейшее исследование проблем пункционной катетеризации подключичных вен поможет разработать соответствующие меры профилактики возможных катетеризационных осложнений.