Авиационная травма : лекция
/ Бедрин Л.М. — 1989.
Авиационная травма : лекция // Избранные лекции по судебной медицине (судебно-медицинская травматология) / Лев Моисеевич Бедрин. — Ярославль: Ярославск. гос. мед. институт, 1989. — С.84-87.
Авиационный транспорт занимает значительное место в перевозках людей и грузов. Обслуживание самолетов на земле, эксплуатация их в воздухе, как и любых других работающих и движущихся механизмов, сопряжена с опасностью возникновения травм. Следует отметить, что по сравнению с автомобильным и железнодорожным травматизмом количество погибших при авиационных катастрофах меньше. Но особенностью является то, что в каждой авиационной катастрофе погибает большое число людей (иногда до 200—250 человек), что вызывает обостренный общественный резонанс.
Другой особенностью авиационных травм но сравнению с иными транспортными является то, что число погибших при них значительно превышает число раненых.
Вместе с тем, морфологические особенности повреждений, возникающих при авиационной травме, диктуют необходимость решения вопросов, не возникающих при других' видах механических повреждений.
Так, например, для авиационной травмы в ряде случаев свойственно образование комбинированных повреждений (от действия механических, химических, термических факторов) . Отсюда и особенности методики и техники судебно-медицинских исследований при авиационной травме.
Авиационной травмой называют комплекс повреждений, возникающих у экипажа, пассажиров или обслуживающего самолеты технического персонала в процессе эксплуатации летательных аппаратов в воздухе или на земле.
Авиационные травмы могут возникать внутри самолета во время полета или падения его на землю, при взлете или посадке самолета; при падении из летящего самолета, например, при катапультировании и прыжке с парашютом; при нахождении самолета на земле. Эти условия, наряду с многочисленными повреждающими факторами, определяют многообразие повреждений при авиационных происшествиях.
При падении самолета с большой высоты и ударе его о землю образуется воронка, самолет разрушается, нередко взрывается, и отдельные части его разбрасываются в стороны. Основные повреждения у экипажа и пассажиров возникают от ударов о тупые твёрдые предметы.
При ударе самолета, падающего с большой скоростью, о землю возникают так называемые УДАРНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ, достигающие огромной силы и приводящие вместе с ударом о части самолета, к разделению тела на несколько частей, разрушению костей и внутренних органов. Некоторые авторы (В. В. Томилин, (1979) пишут, что такие повреждения возникают в результате инерционного действия силы и отмечаются, как правило, при взрыве летательного аппарата после удара его о землю. Выделяют ПЕРВИЧНЫЕ (прямые) повреждения, возникающие в области соударения (ссадины, кровоподтеки, раны, переломы костей и т. д.) и ВТОРИЧНЫЕ (непрямые) — компрессионные переломы позвонков, длинных трубчатых костей, разрывы суставных сумок и др. Следует отметить, что при ударе самолета о землю ни теле и обуви летчика остаются контактные повреждения (по аналогии с автомобильной травмой их можно считать специфическими для авиационной травмы). Это зеркальные следы — отпечатки рельефа детали (педалей), на которые опиралась подошва обуви; контактные повреждения ладоней от штурвала самолета; раны и ушибы кожи головы от удара о приборную стойку и т. п.
Если тела погибших не были расчленены, то могут быть обнаружены повреждения от привязных ремней (полосовидные ссадины кожи груди и живота; кровоподтеки; иногда повреждения грудной клетки).
Другим важным повреждающим фактором при авиационных катастрофах является взрывная волна, возникающая при взрыве горючего в баках — она также приводит к разрушению самолета и расчленению тел экипажа и пассажиров. Чаще это происходит при ударе самолета о землю, реже — в воздухе. В последних случаях остатки самолета и расчлененные тела людей будут рассеиваться на площади в 6—10 квадратных километров и обнаружение их связано с большими трудностями. Если взрыв произошел при ударе падающего самолета о землю, то к числу повреждающих факторов присоединяется еще и термический, вызывающий горение одежды, ожоги тела, посмертное их обгорание, иногда до полного обугливания.
Если пожар возникает внутри самолета, то одним из ведущих повреждающих факторов становится химический продукты сгорания органических и неорганических веществ (одежды, Деревянных деталей, полимерных материалов), окись углерода и другие токсические вещества. При нахождении в крови погибших до 60 и более процентов карбокси- гемоглобина можно говорить о том, что отравление СО явилось причиной смерти.
РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЯ самолета, летящего на высоте 7—11 км, приводит к развитию ВЗРЫВНОЙ ДЕКОМПРЕССИИ. Мгновенный резкий перепад атмосферного давления вызывает смертельную баротравму. Важным диагностическим признаком ее являются свежие разрывы барабанных перепонок, кровоизлияния в полость среднего и внутреннего уха. Если трупы не подвергались разрушению, то в легких обнаруживаются участки эмфиземы, разрывы и кровоизлияния в мелких бронхах и альвеолах.
Имели место случаи, когда самолеты ударялись о воду и погружались на дно. В подобных случаях возможна смерть пассажиров и членов экипажа от утопления в воде.
Значительные трудности вызывает идентификация личности погибших при авиационных катастрофах, особенно если трупы подвергались разрушению или обгоранию. Необходимы очень сложные исследования, в том числе и изучение стоматологического статуса и сравнение с данными медицинских документов, полученных при жизни погибших.
Перед судебно-медицинским экспертом в ряде случаев авиационных катастроф могут быть поставлены вопросы о функциональном состоянии летчика и других членов экипажа в полете, о возможности совершения ими целенаправленных действий перед катастрофой и в момент ее. Решение этих вопросов очень сложно, такие экспертизы проводятся специально подготовленными экспертами, работающими в отделе летных происшествий Министерства гражданской авиации.
При осмотре места авиационного происшествия внимание судебно-медицинского эксперта, принимающего участие в нем, должно быть обращено на обнаружение следов биологического происхождения на обломках самолета, положение трупов и их частей в салоне самолета (если он сохранился) и на местности; определение возможных повреждающих факторов и данных, которые могут помочь определению механизмов образования повреждений.
При экспертизе авиационной травмы судебно-медицинскому эксперту приходится решать следующие типичные вопросы:
- Характер и механизм возникновения повреждений, при- жизненность получения при авиационной травме?
- Возникли ли обнаруженные повреждения до авиационной травмы, в момент ее или после?
- Имело ли место действие других (и каких) повреждающих факторов кроме механических?
- Причины смерти.
- Идентификация личности погибших.
Естественно, что перечисленными вопросами не исчерпывается их возможный перечень. В зависимости от вида авиационной травмы и конкретных обстоятельств происшествия может возникнуть ряд других вопросов.«приземлений», которые могут быть сведены в таблицу 17.
похожие статьи
Судебно-медицинская экспертиза при летных происшествиях / Томилин В.В., Пиковский Б.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1974. — №1. — С. 7-12.