К вопросу о комплексном исследовании мочи
/ Силкина С.Ю., Ревнитская Л.А. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — С. 263.
(Н. Новгород)
Возрастание общего количества биологических экспертиз в последние годы привело к повышению числа экспертиз выделений, в том числе и мочи.
Общее количество таких экспертиз, по данным Нижегородского бюро судебно-медицинской экспертизы, колеблется в пределах 10 – 15 в год.
Их сравнительно небольшое количество можно объяснить не только тем, что надобность в таких экспертизах невелика, но и тем, что следственные органы мало устраивают результаты, полученные при исследовании. Вопрос о том, что можно выявить в следах мочи, в судебно-медицинском аспекте, по-прежнему, остается недостаточно изученным.
Выяснить экспертные возможности при изучении следов мочи на вещественных доказательствах и является целью нашего исследования.
До настоящего времени существует положение, что белка в моче мало и у здоровых людей он практически не выявляется. Экспертам рекомендовано после определения наличия мочи на носильных вещах сразу переходить к определению ее групповой принадлежности. Достаточно ли этого? Как поступать с мочой на вещественных доказательствах, где может быть смешение мочи человека с мочой животных? Без видовой принадлежности в таких случаях существенно снизится ценность и полнота информации о следах.
Проведенными ранее исследованиями нами было доказано, что белок в моче выявляется реакцией встречного иммуноэлектрофореза на мембранах из ацетат-целлюлозы и у людей и у животных, т.е. даже у практически здоровых особей количества белка в моче достаточно, чтобы определить его видовую принадлежность. Это положение подтверждено нашими практическими наблюдениями.
Предыдущими исследованиями установлено, что в следах мочи присутствуют клетки эпителия мочевыводящих путей, исследование которых позволяет определить их природу и половой диморфизм [1].
Значение этого факта для следствия трудно переоценить. Так, по У-хроматину можно установить не только половую, но и видовую принадлежность мочи, и сразу констатировать происхождение её от человека. В реакциях смешанной агглютинации и иммунофлюоресценции по клеткам можно определить групповую характеристику по системам АВО и МNSs.
Настоящая работа посвящена изучению условий сохранности клеток в следах мочи при воздействии на них различных физических факторов.
Исследованы образцы мочи от 60 практически здоровых мужчин и женщин. Объектами исследования служили пятна мочи и её осадок (цельную мочу центрифугировали 10 минут при 1500 об/мин). Клетки были найдены во всех опытах (120). Это служило контролем к дальнейшим исследованиям. Те же образцы жидкой мочи и ее пятна подвергали действию высокой температуры (нагревание до 200° в течение 10 минут – 6 часов), низкой температуры (охлаждение до - 10° от 1 часа до 7 недель), осмотическому воздействию (с помощью разведения дистиллированной водой в соотношении от 1:1 до 1:10 при исходном рН мочи 5,0-7,0 с последующей экспозицией в течение 1 часа при комнатной температуре). Пятна мочи подвергали воздействию влажной среды (во влажных камерах) в диапазоне температуры 4°-18° в течение 6 недель. Всего поставлено 240 экспериментов.
В процессе исследования установлено: нагревание клеток в течение 10 минут приводит к легким деструктивным изменениям ядер, в которых различается хроматиновая структура и половые метки. После 1 часа нагревания в мазках остаются единичные клетки с неразрушенными ядрами, в которых еще можно различить хроматиновую субстанцию. Нагревание в течение 2 часов приводит к полному разрушению ядер и клеток.
На первой неделе вымораживания клеток в них появляются признаки незначительной дистрофии ядер. Через две недели дистрофия становится более выраженной. Структура клеток сохранена, половые метки - различимы. После 4 недель в мазках остаются единичные клетки с сохранившимися ядрами, хроматиновую субстанцию которых еще можно различить, но половые маркеры выявляются с трудом. Через 7 недель в мазках – единичные ядерные клетки, хроматиновая субстанция во всех ядрах имеет смазанный рисунок, половые метки не определяются.
Разведение мочи дистиллированной водой с ее экспозицией в течение часа при комнатной температуре не оказало существенного влияния на состояние клеток. Наоборот, микроскопическая картина улучшилась из-за уменьшения титра микроорганизмов вследствие разведения. Половые метки во всех ядрах были различимы.
Микроорганизмы появлялись в моче уже в течение первого часа после ее изъятия и хранения при комнатной температуре, их титр постоянно нарастает. Пятна мочи, находящиеся во влажной среде при температуре 4°-18°, также постепенно обсеменялись микроорганизмами. После действия влажной среды в течение 1-2 недель выявлялись клетки, в ядрах которых хроматиновая субстанция различалась, сохранялись половые метки. Через 3-4 недели клетки обсеменялись различными видами микроорганизмов настолько, что они заполняли все поля зрения и затрудняли микроскопию ядер.
Вышеизложенное дает основание считать, что клетки с пригодными ядрами могут сохраняться в моче в течение 2 часов при действии высокой температуры (200°), в течение 4 недель при воздействии низкой температуры (- 10°), на протяжении 2 недель при воздействии влажной среды.
Таким образом, проведенные исследования показали, что полное изучение следов мочи на вещественных доказательствах с учетом не только наличия и видовой принадлежности, но и с определением присутствия клеток, их половой и групповой характеристики значительно повысит диагностическую ценность экспертизы, что в свою очередь может оказать существенную помощь в работе правоохранительных органов.
похожие статьи
Обнаружение эклипсных антигенов в трупной крови / Локтева Р.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 127-131.