О диагностическом значении пробы Сунцова на воздушную эмболию
/ Десятов В.П., Забелин В.А. — 1961.
Десятов В.П., Забелин В.А. О диагностическом значении пробы Сунцова на воздушную эмболию // Сборник трудов по судебной медицине и судебной химии. — Пермь, 1961. — С. 105-107.
О воздушной эмболии написана обширная литература, однако диагностика ее на трупе до сего времени остается затруднительной. Смерть от воздушной эмболии устанавливается на основании обнаружения пузырьков воздуха в сердечно-сосудистой системе. Правая половина сердца при этом увеличена, в артериях мозга появляются пузырьки воздуха, мозг анемичен, под эндокардом левого желудочка сердца часто встречаются кровоизлияния (Десятов, 1956), в сосудах легких под микроскопом видны пузырьки воздуха. Наиболее простой и демонстративной пробой на воздушную эмболию была и остается проба Сунцова (1863 г.) с проколом под водой правой половины сердца. Однако диагностическая ценность этой пробы резко снижается, поскольку она действительна только в течение первых суток после смерти (Давыдовский, 1952), в то время как вскрывать трупы в первые сутки после смерти судебным медикам приходится далеко не всегда.
Ряд авторов (Абрикосов, 1948; Авдеев, 1951; Пырлина, 1958; Татаринова, 1958 и др.) указывает, что при подозрении на воздушную эмболию вскрытие нужно начинать с грудной полости, ибо при извлечении головного мозга воздух может посмертно проникнуть в полость сердца. Татаринова подчеркивает возможность посмертного проникновения воздуха при повреждении сосудов шеи и даже бедра. При таких повреждениях выполнение пробы Сунцова автор считает бесцельным.
Все это еще больше развенчивает значение пробы с проколом сердца под водой.
На практических занятиях со студентами для учебных целей мы систематически демонстрировали пробу Сунцова на трупах без резких признаков гниения, но никогда не видели положительных результатов, т. е. появления пузырьков воздуха. Это обстоятельство ставило под сомнение узаконенные положения относительно техники и методики проведения пробы. Действительно, нет ли здесь излишней осторожности, разоруживающей эксперта? Для выяснения этого вопроса мы провели исследование на 112 трупах лиц, погибших от разных причин. Вскрытия производились на вторые и даже на третьи сутки после смерти. Возраст и причины смерти умерших были самые разнообразные за исключением случаев механической травмы, аборта и смерти во время родов, т. е. смертей, при которых могла возникнуть воздушная эмболия.
Наши исследования состояли из четырех серий.
- I серия — 67 случаев. Проба Сунцова производилась после вскрытия черепа и извлечения головного мозга. Венозные пазухи твердой мозговой оболочки рассекались специально.
- II серия — 28 случаев. Проба на воздушную эмболию выполнялась после вскрытия черепа и извлечения органов шеи до ключиц. При этом рассекались сонные артерии, яремные вены и подключичные сплетения.
- III серия — 10 случаев. Воздух в количестве от 5 до 50 мл шприцем вводился во внутреннюю яремную вену, а затем уже производилась проба на воздушную эмболию.
- IV серия — 7 случаев. На шее, до задней ее поверхности, отсепаровывалась кожа и образовавшийся карман заполнялся водой, которая покрывала рассеченные сосуды. В правый желудочек сердца шприцем вводилось 10 мл воздуха. Затем мы под водой прокалывали сердце, т.е. с силой надавливали концом ножа на правый желудочек, наблюдая при этом, не появятся ли пузырьки воздуха в воде на шее.
В I серии опытов положительный результат пробы Сунцова был получен только на двух трупах с резкими гнилостными изменениями (грязно-зеленый живот и межреберья). При этом гнилостные газы оказались в обоих желудочках. На остальных 65 трупах проба дала отрицательный результат.
Во второй и в третьей сериях опытов проба с проколом правого желудочка сердца и полых вен ни разу не дала положительного результата, воздух в сердце во всех 38 случаях отсутствовал.
В четвертой серии экспериментов крупные пузырьки воздуха выделялись через прокол правого желудочка сердца, но не из перерезанных вен шеи.
Резюмируя все сказанное выше, мы позволим себе сделать следующие предварительные выводы:
- Нет оснований говорить о посмертном продвижении воздуха по кровеносным сосудам. Для этого нет и теоретических предпосылок. Не исключена возможность, что другие исследователи встречались со случаями истинной воздушной эмболии. Еще Н.И. Пирогов, а затем Шестопал и Оппель установили возможность самопроизвольного проникновения воздуха через поврежденную вену левой части тела. Воздушная эмболия при механической травме далеко не является редкостью. На наш взгляд, если врач, в силу каких-либо обстоятельств, сначала вскрыл череп, то он без особых погрешностей может производить пробу Сунцова, не рискуя при этом получить ошибочный результат.
- Проба на воздушную эмболию нами производилась на вторые и даже на третьи сутки после смерти. Результат ее всегда был отрицательный, поэтому ограничивать применение пробы только одними сутками, по крайней мере в условиях холодной Сибири, вряд ли целесообразно.
похожие статьи
Воздух под роговицей как признак артериальной воздушной эмболии / Бляхман С.Д. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1958. — №4. — С. 17-18.