Смерть от повреждений тела, причиненных собаками

/ Литовченко В.М., Мастеров В.Ф. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966 — №1. — С. 38-40.

Литовченко В.М., Мастеров В.Ф. Смерть от повреждений тела, причиненных собаками

УДК 340.624.24 : [617-001.43 : 636.7

Белгородское областное бюро судебномедицинской экспертизы (нач. В.М. Литовченко)

Поступила в редакцию 16/VIII 1965 г.

ссылка на эту страницу

Гр-ка М., 46 лет, пошла на ночное дежурство на ферму. Утром ее труп, лежавший на боку, был обнаружен на окраине поселка, полузанесенный снегом. Ладони как бы прикрывали лицо, колени были поджаты к животу. Одежда отсутствовала, только на левой ноге был полуснятый резиновый сапог. В радиусе 10 ж вокруг трупа были обнаружены куски порванной одежды. На этой же площади и под трупом снег был помаран кровью.

При осмотре трупа на месте происшествия врач районной больницы отметил: «На правом боку и на спине большое количество царапин, ссадин различных размеров и в различных направлениях. На внутренней и задней поверхности левой голени множественные резаные раны. На спине, животе, ягодицах и бедрах громадное количество небольших колотых ран. В теменной области головы рваная рана». Так возникла версия об убийстве.

Рис. 1. Повреждения на передней и боковой поверхности тела.

 

При исследовании трупа в морге мы обнаружили, что на теле, за исключением лица, ладоней и нижних третей голеней было очень много (подсчитать их было невозможно) ссадин, царапин, ран, кровоподтеков (рис. 1, 2), которые располагались в самых различных направлениях, однако по наружной поверхности правого бедра и в поясничной области они имели поперечное направление. Мягкие ткани правого плеча и предплечья, правой половины спины до околопозвоночной линии и книзу до уровня VIII ребра с переходом на правую половину грудной клетки до окологрудинной линии отсутствовали, ребра обнажены. В теменной области отсутствовали мягкие ткани на участке размером 8X7 см. Края этих рая неровные, с множественными мелкими кожными лоскутами, выступающими в просвете раны. В 1, 5—2 см от краев раны отмечены округлые колотые раны диаметром 0, 25 см, проникающие через всю толщину кожи. Здесь же у краев имелись множественные параллельные друг другу и расположенные перпендикулярно к краю раны глубокие линейные ссадины длиной до 4 см. Рядом располагались небольшие веретенообразные с лоскутными краями ранки. Вокруг этих ссадин и колотых ран имелись полосы осаднения размером 3X4, 5 см, идущие перпендикулярно к краям ран. В ранах видны разорванные, размозженные, кровоподтечные мышцы. На костях черепа, плеча, предплечья, ребрах обнаружены округлые вдавлений диаметром 0, 2 см и линейные полосы длиной 1—1, 5 см. Кроме того, всюду было рассеяно множество точечных, линейных, дугообразных ссадин, овальных, круглых и веретенообразных ран, в том числе овально вытянутых, в виде восклицательных знаков. В наиболее широкой части последние имели все признаки колотых ран с каналом, уходящим в глубь тканей, а отходящая линейная часть их имела мелколоскутные края и постепенно уменьшающуюся глубину. В большинстве эти раны были прерывистые и достигали длины 6 см (рис. 3).

Рис. 2. Повреждения на задней поверхности тела.

Рис. 3. Деталь повреждений.

 

Такие раны имеют определенное экспертное значение — они характерны для действия зубов собаки, когда животное, прокусывая кожу и не разжимая челюстей, тянущими движениями причиняет рваные раны. Этих особенностей не заметил врач на месте происшествия и принял раны за колото-резаные.

При внутреннем исследовании отмечено лишь резкое малокровие внутренних органов и кровяное пропитывание в местах повреждений. На раневых поверхностях

и частях одежды найдены буро-серебристые волосы длиной 1, 5—3 см, которые при последующем биологическом исследовании были определены как принадлежащие собакам. При исследовании остатков одежды следов, специфичных для каких-либо орудий, не найдено. На голенищах резиновых сапог обнаружены множественные колотые повреждения диаметром 0,25 см, располагающиеся в виде треугольника на расстоянии 2—2, 5 см друг от друга. Там. же обнаружена собачья шерсть.

Мы пришли к заключению, что все повреждения на теле возникли прижизненно от зубов и когтей собак. Смерть последовала от травматического шока, обусловленного множеством укушенно-рваных ран с последующим кровотечением из них.

В процессе расследования было установлено, что в доме, расположенном рядом с местом происшествия, содержится 4 овчарки. Интерес представляла такая, казалось бы, незначительная деталь: в момент осмотра трупа на месте происшествия собаки, находящиеся неблизко от этого места, вели себя крайне агрессивно. Сравнительное судебно-биологическое исследование шерсти, обнаруженной на трупе, и образцов, взятых с собак не исключает возможность происхождения ее от этих овчарок.

Отсутствие повреждений на лице и ладонях можно объяснить тем, что гр-ка М. в момент нападения собак инстинктивно закрывалась руками; поза трупа подтверждает данное предположение. Неповрежденные стопы и часть голеней были закрыты сапогами.

Анализируя изложенное, стоит указать, что только тщательная, с использованием всех методов исследования экспертиза не допустила в данном случае следственной ошибки.

Характер повреждений зубами животных освещен в нашей литературе недостаточно, что может вызвать неправильные заключения при проведении экспертиз.

похожие статьи

К вопросу о повреждении лица в результате укуса животными / Баранова А.В., Власюк И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 51-54.

больше материалов в каталогах

Повреждения животными