О зависимости некоторых морфологических и биохимических изменений миокарда от продолжительности посмертного периода
/ Капустин А.В., Бельченко Д.И., Антонова Л.А., Архангельская Г.Г., Доманский В.Ю., Каргаполов А.В., Кайкова В.М., Ханина Н.Я. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1976 — №3. — С. 31-33.
УДК 616.127-091.1
Кафедры судебной медицины (зав. — проф. А.В. Капустин), патологической физиологии ( за в .— проф. Д.И. Бельченко), биохимии (зав. — доц. М.И. Петухов) Калининского медицинского института
О зависимости некоторых морфологических и биохимических изменений миокарда от продолжительности посмертного периода. Капустин А.В., Бельченко Д.И., Антонова Л.А., Архангельская Г.Г., Доманский В.Ю., Каргаполов А.В., Кайкова В.М., Ханина Н.Я. Суд.-мед. эксперт., 1976, № 3, с. 31
В разные сроки после смерти изучены морфологическая картина миокарда, содержание в нем глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, гексокиназы, неслецнфических эстераз, триглицеридов, общего холестерина и его эфиров, свободных жирных кислот, фосфора.
Таблица 1. Иллюстрация 1.
SOME MORPHOLOGICAL AND BIOCHEMICAL ALTERATIONS IN THE HEART MUSCLE RELATED TO THE DURATION OF THE POSTMORTAL PERIOD
A.V. Kapustin, D.I. Belchenko, L.A. Antonova, G.G. Arkhangelskaya, V.Yu. Domanskiy, A.V. Kargapolov, V.M. Kaykova, N.Ya. Khanina
A study of 108 corpses performed 12—20 hours after death revealed characteristic changes in the myocardium. The glucose-6-phosphate dehydrogenase activity fell slightly while the lipolytic activity and the lipid contents remained unchanged. Reliable results can be obtained mostly in the first 12 hours after death.
Характер и интенсивность посмертных изменений миокарда имеют важное значение для оценки результатов его исследования в различные сроки после наступления смерти. Однако этот вопрос остается недостаточно разработанным, что затрудняет судебно-медицинскую секционную диагностику и изучение пато- и танатогенеза.
Мы изучили миокард 108 трупов мужчин и женщин, из которых 45 умерли скоропостижно от ишемической болезни сердца, 36 — от несовместимых с жизнью повреждений, 27 — от острого отравления этанолом. Материал для исследования брали от 2 до 24 ч после смерти.
Для микроскопического исследования брали кусочки из области правого и левого краев желудочков сердца на одинаковом расстоянии от верхушки и основания. Срезы окрашивали гематоксилин-эозином, альциановым синим, по Браше, с помощью ШИК-реакции, Суданом III, нильским голубым. Кроме обычной микроскопии, применяли поляризационную и фазово-контрастную микроскопии окрашенных и неокрашенных срезов с помощью микроскопа МБИ-6 , что позволяло изучать какой- либо участок препарата указанными способами без изменения его положения.
При биохимических исследованиях в тех же кусочках миокарда из левого желудочка определяли активность гексокиназы, глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, эстеразную и липолитическую активность, изоферментный спектр эстераз, а также содержание триглицеридов, холестерина, фосфолипидов и их фракций. В 50 случаях содержание липидов исследовали также в миокарде правого желудочка, межжелудочковой перегородки и обоих предсердий.
Активность гексокиназы и глюкозо-6-фосфат-дегидрогеназы определяли с помощью спектрофотометра С Ф - 16 в экстрактах миокарда по приросту восстановленного НАДФ, липолитическую активность — по методу Gordon, Cherkes (1958), активность неспецифических эстераз — по Bamford, H arris (1964), их изоферментный состав — по Маурер (1971). Белок экстрактов миокарда для определения ферментативной активности измеряли по Lowry (1951). Липиды экстрагировали по Folch (1957), содержание холестерина определяли по Abell (1952), триглицеридов — прямым определением в модификации Е.А. П окровского (1963). Кроме того, содержание триглицеридов, общего холестерина и его эфиров, свободных жирных кислот определяли по Marsh (1966), суммарное содержание фосфолипидов — по Baginski (1967). Разделение фракций фосфолипидов осуществляли методом проточной горизонтальной тонкослойной хроматографии- на силикагеле КСК без гипса в стеклянной камере (А.В. Каргополов, Е.А. Покровский, 1972); общий липидный фосфор и фосфор фракций фосфолипидов определяли по Baginski (1967).
Проведенное исследование показало, что в миокарде обоих желудочков сердца постоянно встречаются изменения мышечных волокон, не зависящие от причины смерти и возникающие в процессе умирания или посмертно. В частности, постоянно наблюдаются различной интенсивности контрактуры отдельных волокон, встречаются группы волокон, располагающиеся зигзагообразно.
Участки таких волокон имеют различную анизотропию с границами в местах изгиба волокон. Эти изменения, по-видимому, возникали в процессе умирания, их выраженность не зависела от времени, прошедшего после наступления смерти.
Характерна также неравномерная окраска мышечных волокон эозином и при ШИК-реакции с участками резко усиленного окрашивания. Интенсивность окрашивания отдельных волокон нарастала по мере увеличения посмертного периода. Других изменений в этих волокнах по сравнению с остальными не обнаружено.
При фазово-контрастной микроскопии во всех случаях через 15— 20 ч после смерти в миокарде обнаружены группы волокон, содержащие под сарколеммой поперечно расположенные эозинофильные глыбки различной величины, имевшие неровные очертания (см. рисунок на вклейке). Поперечная исчерченность волокон сохранялась и лишь позже становилась неразличимой.
Описанные изменения в известной мере зависели от прижизненного состояния миокарда. Так, в случаях быстрой насильственной смерти здоровых людей они чаще выявлялись через 18—20 ч и позже после смерти, у лиц, умерших скоропостижно от ишемической болезни сердца, — через 12— 15 ч. В некоторых случаях аналогичные изменения обнаруживались даже через 2— 4 ч после смерти, но лишь у лиц, погибших от ишемической болезни сердца. По-видимому, эти изменения мышечных волокон миокарда могут происходить как прижизненно, так и посмертно, в связи с чем для их дифференцирования необходимо учитывать продолжительность посмертного периода. Это важно и потому, что при обычной микроскопии, в частности препаратов, окрашенных гематоксилин-эозином, отмеченные изменения волокон определяются в виде типичного дискоидного распада или (из-за неоднородности окрашивания эозином) дистрофии, что может быть причиной неправильного диагноза.
Посмертные изменения выявили и со стороны активности ряда ферментов миокарда. В частности, через 13—24 ч после смерти отмечена тенденция к снижению активности глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, гексокиназы, неспецифических эстераз, особенно у лиц, умерших от ишемической болезни сердца (см. таблицу). Следует отметить, однако, что снижение активности указанных ферментов в течение второй половины первых суток после смерти не достигало статистически достоверных значений. Липолитическая активность в течение изученного периода оставалась неизменной или несколько (статистически недостоверно) повышалась.
Не отмечено существенных изменений на протяжении изученного посмертного периода изозимного спектра эстераз, а также содержания в миокарде триглицеридов, общего холестерина и его эфиров, свободных жирных кислот, суммарного содержания фосфолипидов (общего липидного фосфора).
Активность ферментов миокарда в зависимости от продолжительности посмертного периода
Причина смерти | Посмертный период (в ч) | Глкжозо-6-фосфатдегидрогеназа | Гексокиназа | Неспецифические эстеразы (в мкг α-нафтола 1 мг белка в 1 г) |
Липолитическая (активность в мкг свободных жирных кислот на 1 мг белка в 1 г) |
Ишемическая болезнь сердца | 2— 12 | 2,75±0,14 | 30,3±5,8 | 775±112 | 50±7 |
13—24 | 1,83±0,3 | 223,2±4,6 | 679±118 | 60±9 | |
Травма, острое отравление алкоголем | 2—12 | 2,60±0,2 | 933,5±5,4 | 1210±107 | 40,6 |
13—24 | 2,15±0,28 | 36,0±4,3 | 892±114 | 40±5 |
Вместе с тем состав индивидуальных фосфолипидов оставался неизменным лишь в течение первой половины суток после смерти. Через 14—18 ч наблюдалось увеличение концентрации лизофосфатидилхолинов и лизофосфатидилэтаноламинов и одновременно с этим — снижение содержания фосфатидилэтаноламинов. Нарастание лизоформ свидетельствовало о распаде фосфолипидов, что подтверждается снижением содержания фосфатидилэтаноламинов.
Таким образом, наиболее надежные данные, позволяющие достоверно судить о прижизненном состоянии миокарда, можно получить при морфологических и биохимических исследованиях в течение первых 12 ч после смерти. Развивающиеся позже изменения миокарда осложняют оценку результатов исследования. Тем не менее многие показатели в течение первых суток после смерти существенно не изменяются и могут быть достоверно определены.
К ст. Капустина А.В.
Скопление под сарколеммой поперечно расположенных неправильной фор мы глыбок через 18 ч после смерти.
Окраска гематоксилин-эозином, фазово-контрастная микроскопия. Об. 40×. Ок. 10×.
похожие статьи
Возможности установления мозгового варианта танатогенеза с использованием параметров морфофункционального состояния надпочечников / Алябьев Ф.В., Толмачева С.К., Сапега А.С., Налтакян А.Г., Стрельцова Н.Ю., Сергеев А.П., Паксюткина А.В., Возняк А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 26-29.
Ложная посттравматическая аневризма бедра как причина смерти / Федченко Т.М., Дмитриева О.А., Боканович И.Б., Дмитриев М.О. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 46-48.