Об условиях посмертного образования гемина в неповрежденных тканях трупа
/ Чертовских А.А., Тучик Е.С., Асташкина О.Г. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2016 — №15. — С. 163-165.
ГБУЗ г. Москвы «Бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. – д.м.н., проф. Е.М. Кильдюшов) Департамента здравоохранения города Москвы»
Биохимия как отдельная научная дисциплина доказала свою значимость и незаменимость в судебно-медицинской практике. Действительно, процессы, протекающие в каждой отдельной клетке непосредственно перед смертью, имеют молекулярный уровень и зачастую не успевают «отразиться» на микроскопической структуре, что не может не затруднять судебно-медицинскую диагностику и определение характера смерти в каждом отдельном случае. В то же время набор определяемых нами биохимических посмертных маркеров не велик, что ограничивает возможности объективизации и экспертного обоснования протекающих в трупе процессов танатогенеза при различных видах смерти и требует проведения научных изысканий для выявления новых и дополнительных диагностических критериев.
В судебно-медицинской практике имеются сообщения о возможности определения гемина в подкожной жировой клетчатке по ходу странгуляционной борозды как одного из высокоинформативных диагностических маркеров при механической странгуляционной асфиксии через повешение [1]. Гемин является продуктом распада в поврежденных тканях гемоглобина, который, «выходя» из разрушенных эритроцитов, подвергается распаду с отщеплением гема. Последний окисляется хлористоводородной кислотой в межклеточном пространстве и превращается собственно в гемин [2, 3]. Гемин – стойкое вещество, легкоопределимое в поврежденных тканях, даже подвергшихся гнилостному разложению, когда, казалось бы, нет даже намека на сохранившуюся клеточную и анатомическую структуру. При этом окисление гема возможно только в живых тканях, то есть посмертное образование его априори невозможно.
Говоря иными словами, необходимо прижизненное разрушение эритроцитов и последующее окисление гема ионами хлористоводородной кислоты, источником которой как окисляющего фактора выступают различные клетки макрофагальной системы иммунитета, немедленно подключающиеся к процессу при наличии повреждения микроскопического русла.
Соответственно, определяя наличие гемина в подкожно-жировой клетчатке (ПКЖК) в поврежденных тканях, доказывают прижизненность повреждения, ибо в качестве аксиомы утверждается возможность только прижизненного его образования. В то же время при биохимическом исследовании кроме количественного его содержания в участке подкожно-жировой клетчатки с кровоизлиянием определяется и пороговый уровень гемина в подкожно-жировой клетчатке вне кровоизлияния.
Так, при исследовании количественного содержания гемина на различных участках явно выраженной странгуляционной борозды у 29 трупов повешенных в качестве контроля изымали ПКЖК с передней поверхности шеи выше ключиц. Результаты наших исследований показали, что во всех случаях концентрация гемина в ПКЖК из области странгуляционной борозды превышала контроль в 1,2–4,0 раза, причем в контрольных образцах она варьировала в пределах 6,7–54,35 мкг/г, а в подкожно-жировой клетчатке непосредственно у странгуляционной борозды – в пределах 24,95–85,35 мкг/г.
Исходя из полученных нами данных, превышение концентрации гемина в опытном образце ПКЖК относительно ПКЖК из наименее выраженной области странгуляционной борозды на 20 % может указывать на прижизненность ее образования.
Мы временами забываем, что жизнь отдельной клетки и организма как единого целого – разные понятия: с момента остановки сердца и фиксации биологической смерти до момента смерти каждой клетки организма, по современным данным, может пройти до 15 часов. Так, «переживаемость» клеток паренхимы почек составляет 40–60 минут, печени – 20–30 минут, сердца – до 60 минут, а конечность может оставаться жизнеспособной в течение 4–6 часов. Естественно, что в условиях остановки сердечной деятельности кровь, оставшаяся в микрососудах, подвергается определенным изменениям, в частности, «пропотевают» через нарушенные вследствие аутолиза стенки сосудов. Проявление данного процесса наиболее выражено в зоне формирования трупного пятна. Форменные элементы крови, вышедшие из кровеносного русла в межклеточное пространство вследствие «переживаемости» тканей и естественных процессов аутолиза, подвергаются разрушению с выходом гемоглобина из поврежденных эритроцитов, который соответственно подвергается дальнейшему частичному разрушению протеазами и окислению хлористоводородной кислотой из разрушенных клеток. Его показатели не превышают 54,35 мкг/г, а в зоне трупного
пятна – 70 мкг/г. Таким образом, при оценке прижизненности образования гемина в поврежденных тканях нужно сравнивать показатели его «порогового уровня» в подкожно-жировой клетчатке симметричных областей тела в качестве контрольных образцов.
Список литературы
- Тучик, Е.С. Повешение лиц пожилого возраста / Е.С. Тучик, А.А. Чертовских, О.Г. Асташкина. – М. : Книга-Мемуар, 2016.
- Джалалов, Д.Д. Спектрофотометрическое исследование гемина для определения прижизненности кровоподтеков на гнилостно измененных трупах / III Всесоюзный съезд судебных медиков : тез. докл. – М. : Одесса, 1988. – С. 105–106.
- Ешмуратов, Б.Е. Хроматографические и спектрофотометрические исследования содержания гемина в кровоподтеках при установлении прижизненности их происхождения : автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 1987. – 25 с.
похожие статьи
Использование метода контактной микрорентгенографии для дифференциальной диагностики прижизненных и посмертных повреждений надкостницы / Чистова Т.И. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №2. — С. 45-46.