Экспертиза состояния здоровья в результате отравления парами цинка (случай из практики)

/ Авдеев А.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2017 — №16. — С. 5-6.

Авдеев А.И. Экспертиза состояния здоровья в результате отравления парами цинка (случай из практики)

Кафедра патологической анатомии и судебной медицины (зав. – д.м.н., проф. А.И. Авдеев) ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, г. Хабаровск

ссылка на эту страницу

По классификации отравления цинком и его соединениями относятся к отравлениям деструктивными ядами (Я.С. Смусин, Р.В. Бережной, В.В. Томилин, П.П. Ширинский, 1980).

В специальной литературе (Л.Н. Грацианский, 1977) имеют место указания, что в производственных условиях при нагревании цинка выше температуры его плавления (420 °С) он встречается в виде тумана (окиси цинка), относительно безопасного соединения при соблюдении мер индивидуальной защиты. При этом металлический цинк в твердом и пылеобразном состоянии считается нетоксичным, а вдыхание его паров вызывает «цинковую лихорадку». В производственных условиях цинк поступает в организм через органы дыхания, отчасти через желудочно-кишечный тракт (заглатывание пыли и др.). Выделение происходит через желудочно-кишечный тракт, частично почками. В случаях смертельного исхода выявляются дистрофические изменения, особенно выраженные в сердечной мышце, печени и почках (М.И. Райский, 1953; Я.С. Смусин, Р.В. Бережной, В.В. Томилин, П.П. Ширинский, 1980).

Какие-либо указания на преимущественные тяжелые прижизненные поражения органов желудочно-кишечного тракта и поражения печени при отравлении цинком в специальной литературе и доступных информационных источниках нами не найдено. Поэтому представляет интерес случай из практики по оценке состояния здоровья в результате преимущественного поражения печени при отравлении парами цинка.

Осенью 2003 г. к нам обратился рабочий-сварщик с просьбой оценить состояние его здоровья после производственного отравления парами цинка, так как, с его слов, в процессе расследования несчастного случая на производстве было отказано признать его инвалидом после отравления парами цинка.

Из Акта о несчастном случае на производстве от 31 августа 2000 г. установлено, что в августе 2000 г. газоэлектросварщик К. был направлен руководителем для производства сварочных работ на охлаждающем шкафе. Получив средства защиты: маску, рукавицы, респиратор, сварщик К. приступил к выполнению задания. По окончании работ дома вечером он почувствовал ухудшение состояния здоровья: поднялась температура, началась рвота. В этот же день в 22.00 скорой помощью гражданин К. доставлен в токсикологическое отделение 10-й городской больницы и был госпитализирован.

В Акте расследования профессионального заболевания (отравления) указано: «…работа проводилась с 9.00 до 16.00 (суммарно за смену 5 часов), при работе не было обеспечено удаление сварочного аэрозоля из зоны дыхания и подача воздуха под маску. В зоне сварочных работ отсутствует принудительная вентиляция, не производилось улавливание сварочного аэрозоля местным отсосом, что предусмотрено «Санитарными правилами при сварке, наплавке и резке металлов». Состояние рабочей среды усугублялось тем, что трубы, на которых проводилась сварка, оцинкованные. Непосредственная причина отравления: высокодисперсный аэрозоль оксида цинка».

В Выписке из истории болезни б-го К., 60 лет, указано, что он находился на лечении в токсикологическом отделении с 24.08.2000 г. по 28.08.2000 г. с диагнозом: острое производственное ингаляционное отравление парами цинка, легкой степени. Данные контрольных анализов: Кровь от 24.08.2000: Нb 146 г/л, эр. 4,34 × 1012, Л 8,2 × 103, Цв. пок. 1,0, п/я – 9 %, с/я – 8 %, л – 6 %, м – 4 %, СОЭ 11 мм/ч. Билирубин общ. 13,0 мкмоль/л, тимоловая проба 1,4 ед., сулемовая проба 2,25 мл.

После выписки из стационара он через полгода (февраль 2001 г.) был уволен с предприятия по состоянию здоровья. Длительное время, находясь на пенсии, он проходил амбулаторное лечение по поводу ухудшения состояния здоровья. Через полтора года после госпитализации в хирургическом отделении городской больницы № 11 был выставлен диагноз: крупномодуллярный цирроз печени смешанного генеза, ст. субкомпенсации. Из анамнеза: «отравление парами цинка в 2000 г. … Биопсия № 20789-92 от 31.10.02 Цирроз печени».

На рассмотрение и экспертную оценку были представлены медицинские документы за период, предшествующий отравлению. По данным регулярных ежегодных профосмотров с 1996 по 2000 гг. (амбулаторной карты по проф­осмотрам) по заключению комиссий: «Практически здоров». Какие-либо вредные привычки (алкоголь, курение) отсутствуют. В представленной карте амбулаторного больного по дневниковым записям с 1999 г. какие-либо заболевания печени, органов ЖКТ отсутствуют.

С учетом благоприятного предшествующего анамнеза и результатов ежегодных профосмотров был сделан вывод, что в представленных подлинниках медицинских документов на имя К. сведений на наличие хронического гепатита до 2000 г. нет. Каких-либо указаний в представленных медицинских документах на имя К. на заболевание печени, вследствие острого пищевого отравления, злоупотребления алкоголем и других причин, нет. На основании данных специальной литературы, анамнеза профессионального отравления гражданина К. в августе 2000 г. не исключена возможность развития хронического гепатита с переходом в цирроз печени как следствие токсического поражения ткани печени на производстве.

Список литературы

  1. Райский, М.И. Судебная медицина. – М. : Медицина, 1953. – 467 с.
  2. Руководство по судебно-медицинской экспертизе отравлений / под ред. Я.С. Смусина, Р.В. Бережного, В.В. Томилина, П.П. Ширинского. – М. : Медицина, 1980. – 424 с.
  3. Справочник профпатолога / под ред. Л.Н. Грацианского. – М., 1977. – С. 412–413.

похожие статьи

К вопросу о химическом распознавании сероуглерода в крови при отравлениях / Кромер Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М.: Изд-во Наркомздрава, 1928. — №8. — С. 42-44.

больше материалов в каталогах

Резорбтивное действие химических веществ