Процессы пролиферации в печени при хроническом гепатите С на фоне хронической интоксикации эфедроном
/ Цекатунов Д.А., Евсеев А.Н., Томилка Г.С. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2017 — №16. — С. 88-90.
Д.А. Цекатунов1, А.Н. Евсеев1, Г.С. Томилка2
1 Кафедра патологической анатомии и судебной медицины (зав. – д.м.н., проф. А.И. Авдеев) ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, г. Хабаровск
2 Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии (зав. – д.м.н., проф. Г.С. Томилка) ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России, г. Хабаровск
В настоящее время проблема наркомании приобретает особую эпидемиологическую и социальную значимость в связи с реальной угрозой физическому здоровью населения. При этом особый интерес вызывают морфологические изменения в печени при гепатите С с одновременным токсическим влиянием наркотиков на паренхиму ткани. Имеются единичные исследования, посвященные патоморфологическим изменениям в печени у наркоманов, страдающих гепатитом С и употребляющих эфедрон. Тем не менее, в основном эти работы касаются качественной характеристики альтеративных и инфильтративновоспалительных реакций в печени при ХГС и не раскрывают количественных особенностей поражения печеночной ткани при сочетанном воздействии эфедрона и вируса гепатита С, а также особенностей процессов регенерации как в паренхиме, так и в строме органа.
Цель настоящей работы – изучение морфологических изменений и репаративных процессов в печени у лиц с вирусным гепатитом С, принимающих эфедрон.
Материал и методы. Изучены гепатобиопсии 56 больных с хроническим гепатитом С (ХГС) на фоне хронической интоксикации эфедроном (ХГС + ХИЭ) и 62 больных с гепатитом С, не употребляющих наркотические вещества. Больные с ХГС + ХИЭ составляли преимущественно мужчины в возрасте от 17 до 47 лет. Повторные биопсии печени выполнены 36 больным ХГС + ХИЭ и 30 больным ХГС. Биоптаты окрашивались гематоксилином и эозином, хромотропом-2В водным голубым, пикрофуксином по Ван-Гизону.
В серийных срезах печени в 10 полях зрения методом случайного бесповторного отбора полей зрения при увеличении в 400 раз определялись относительные объемы (в %), занимаемые гепатоцитами и фиброзной тканью, с использованием окулярной измерительной сетки-вставки Г.Г. Автандилова. Для оценки пролиферативной активности гепатоцитов использовалось иммуногистохимическое исследование парафиновых срезов с моноклональными антителами к антигену Ki-67 (DAKO) стрептавидин-биотиновым методом. В обеих группах были отобраны случаи с минимальной и умеренной активностью патологического процесса. Печеночную дольку условно разделяли на перипортальную и перивенулярную зоны, в которых определяли количество Ki-67-позитивных ядер после просмотра среднем в 300 клеток и вычисляли пролиферативные индексы Ki-67 в %. Кроме того, часть биоптатов (8 набл.) исследовалась в электронном микроскопе JEM-1200 EX-II (Япония).
Статистический анализ полученных данных производили с помощью программы Statistica 6.0 for Windows с определением достоверности средних величин, средней ошибки средней величины, степени вероятности по распределению Стьюдента в оценке разности средних величин с доверительным интервалом р = 95 %.
Результаты и обсуждение. Анализ морфологических признаков показал, что у лиц с ХГС + ХИЭ выявлялись гомогенная оксифильная окраска цитоплазмы гепатоцитов, зернистая и вакуольная, и жировая дистрофия клеток в сочетании с анизокариозом, анизоцитозом. Нередко встречались двухи трехъядерные гепатоциты. Жировая дистрофия гепатоцитов чаще носила крупнокапельный характер, обнаруживались тельца Каунсильмена. Практически во всех дольках выявлялись моноцеллюлярные и ступенчатые некрозы. Нередко в гепатоцитах содержались гранулы липофусцина. В портальных трактах и перипортальных отделах долек найдены лимфоидно-гистиоцитарные инфильтраты с примесью нейтрофилов. Лимфоидные инфильтраты в виде фолликулов, иногда с герминативными центрами, были также обнаружены в портальных трактах и перифокально вокруг очагов некрозов. Обращало на себя внимание появление умеренного очагового портального и перипортального склероза. Кроме того, отмечены холегенная пигментация гепатоцитов и желчные холестазы с очаговой пролиферацией желчных ходов. Таким образом, чаще, чем при ХГС, встречались внутридольковая, перицентральная лимфоидно-плазмоцитарная инфильтрация, липофусциноз гепатоцитов с выраженным ядерным полиморфизмом, наличием портального и перипортального фиброза.
Морфометрически отмечено статистически значимое увеличение удельного объема портальных трактов (р < 0,05) и уменьшение удельного объема гепатоцитов при ХГС + ХИЭ (р < 0,05) по сравнению с группой больных, страдающих только ХГС.
Выявлено достоверное увеличение индекса Ki-67-позитивных ядер у больных ХГС + ХИЭ по сравнению с больными ХГС в перивенулярной зоне более чем в 2 раза: 26,4 ± 2,1 и 10,5 ± 1,2 соответственно (р < 0,05). В перипортальных зонах при ХГС + ХИЭ отмечено большее количество Ki-67-позитивных гепатоцитов по сравнению с больными ХГС: 51,5 ± 3,7 и 49,9 ± 3,1 соответственно, однако разница является недостоверной (р > 0,05).
Повторные биопсии печени у 36 больных ХГС + ХИЭ и у 30 больных ХГС выявили более выраженное прогрессирование фиброза в портальных и перипортальных зонах при ХГС + ХИЭ (p < 0,05). Одновременно отмечено достоверное увеличение индекса пролиферативной активности Ki-67 в перивенулярной зоне при ХГС + ХИЭ по сравнению с больными ХГС (p < 0,05).
Ультраструктурный анализ гепатобиоптатов ХГС + ХИЭ показал частичную дегрануляцию цитоплазматической сети, формирование вакуолей, расширение пластинчатого комплекса с небольшим количеством везикул. В перисинусоидальных пространствах и перигепатоцеллюлярно выявлялись пучки коллагеновых волокон. Ядра гепатоцитов имели овальную и кольцевидную формы, митохондрии были увеличены в размерах, имели умеренно плотный матрикс; отмечено накопление в цитоплазме гепатоцитов гранул липофусцина, аутофагосом, миелиноподобных структур. В целом эти ультраструктурные изменения явились отображением регенераторно-пластической недостаточности и атрофии гепатоцитов.
Выводы. Таким образом, оценивая в целом структурные изменения в печени у эфедроновых наркоманов, страдающих вирусным гепатитом C, можно сделать вывод о более выраженных у них морфологических повреждениях в печеночной паренхиме по сравнению с лицами, не употребляющими наркотики. Особенно характерны морфометрические показатели печени, свидетельствующие о достоверном уменьшении удельного объема паренхимы и увеличении удельного объема портальных трактов за счет фиброза. Ультраструктурные изменения гепатоцитов свидетельствуют о выраженной дистрофии клеток с нарушением белкового, липидного и пигментного обмена. Отмечено увеличение частоты обнаружения гранул липофусцина в цитоплазме гепатоцитов и многоядерных клеток, что, по-видимому, отображает особенности компенсаторноприспособительных реакций в печени на сочетанное воздействие вируса C и эфедрона.
похожие статьи
Механизм наступления смерти при ингаляции бутана / Клевно В.А., Тархнишвили Г.С. // Судебная медицина. — 2018. — №4. — С. 27-29.
Значение посмертной микробиологической диагностики в судебно-медицинской практике / Маслова Е.Н., Болдырева О.В. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — №. — С. 195.