Идентификация неопознанных трупов применительно к ситуации «медицина катастроф»
/ Томилин В.В., Звягин В.Н., Мордасов В.Ф., Щербаков В.В. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996 — №1. — С. 36-37.
В.В. Томилин, В.Н. Звягин, В.Ф. Мордасов, В.В. Щербаков (Москва)
Стихийные бедствия, военные конфликты и современные технологические катастрофы, как известно, сопровождаются массовой гибелью людей.
Каждый такой очаг по своему масштабу и характеристикам, в т.ч. количеству погибших, имеет только ему присущие особенности.
Одной из самых важных проблем «медицины катастроф» является идентификация личности (ИЛ) погибших. Судебно-медицинское установление причины смерти, механизма образования повреждений, давность наступления смерти и т.п., имеют подчиненное значение и приобретают свой конкретный смысл лишь после выяснения личности погибшего.
Вместе с тем, единая служба, которая бы занималась вопросами ИЛ в очагах массового поражения, в нашей стране отсутствует. Привлекаемые к этой работе территориальные экспертные подразделения и специалисты соответствующих учреждений Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел и Министерства обороны, как правило, между собой не взаимодействуют и решают вопросы ИЛ в плане внутриведомственных задач.
Практика показала, что в условиях массовой гибели людей временные экспертные коллективы не в состоянии собственными силами своевременно и эффективно выполнить все необходимые работы по ИЛ.
Положение усугубляется тем, что до настоящего времени отсутствует базовое учреждение по организации и проведению идентификационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях; отсутствуют научные разработки методического профиля и обоснованный расчет потребности в экспертных кадрах; отсутствуют критерии оценки квалификации экспертов, допускающихся к этой работе и система подготовки этих кадров. А поэтому, в условиях дефицита времени и дезинтеграции в очаге катастрофы, ИЛ, как правило, осуществляется путем опознания. Роль специалиста при этом нередко ограничивается аварийной фиксацией признаков словесного портрета и особых примет.
Добавим к этому и то, что при катастрофах с массовыми человеческими жертвами накапливается значительный объем информации, исследование и сравнительный анализ которой затруднительны без использования математических методов, средств вычислительной техники и экспресс методов автоматизированной ИЛ. Но в нашей стране это направление разрабатывается опять-таки в недрах различных ведомств, не координируется и делает лишь свои первые шаги.
Надо отметить, что существующий уровень работы экспертных групп в очагах катастрофы отражает реалии каждодневной практики. Дело в том, что существующая система лабораторной ИЛ ориентирована на длительное исследование объектов в специализированных подразделениях судебно-медицинских и криминалистических учреждений и не может эффективно использоваться при массовых поступлениях трупов.
Успешность экспертной ИЛ зависит не только от реальных возможностей судебной медицины и криминалистики, но и деятельности правоохранительных органов по поиску и предоставлению на экспертизу полноценного сравнительного материала на погибших лиц.
Надежность ИЛ методами опознания и экспертной идентификации зависит, конечно, и от целого ряда других причин: сохранность трупа, степень его разрушения, вид поражающего фактора, давность смерти и т.д. Поэтому говорить об одномоментной и 100% ИЛ всех жертв любой массовой катастрофы было бы заблуждением. Вне всякого сомнения эта работа требует качественно иной стратегии ИЛ, включающей создание информационно-вещественных банков данных долгосрочного функционирования и самых современных научных технологий исследования.
похожие статьи
Об организации судебно-медицинского обеспечения стихийных бедствий и технологических катастроф / Варшавец Н.П., Гедыгушев И.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 14-16.
Опыт совместной работы с японскими специалистами при исследовании останков солдат, погибших во Второй мировой войне на Сахалине и Курильских островах / Гейко А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 38-41.