Некоторые вопросы криминалистической идентификации неопознанных трупов
/ Зинин А.М. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996 — №1. — С. 50.
А.М. Зинин (Москва)
Современная правоохранительная практика, задачи борьбы с преступностью все острее ставят проблему установления личности погибших, идентификации неопознанных трупов. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что в условиях вооруженных конфликтов, крупных аварий, катастроф, влекущих за собой значительные человеческие жертвы, нет возможности использовать все традиционные методы и средства установления личности, которые применяются в обычных ситуациях деятельности экспертно-криминалистических и судебно-медицинских подразделениях.
Традиционные методы предусматривают фотографирование трупа, описание его признаков внешности, дактилоскопирование и затем проверку по учетам без вести пропавших, проведение розыскных мероприятий, экспертного отождествления личности по признакам внешности и предъявления для опознания.
С учетом необходимости быстрой и качественной фиксации признаков внешности трупов в целях последующего установления личности, их фотографирование по правилам сигналетической съемки в полевых условиях затруднено, хотя это необходимо делать именно на месте обнаружения трупов.
В этих ситуациях представляется целесообразным использование возможностей видеосъемки, поскольку современные технические средства видеозаписи позволяют ее производить в различных условиях. При этом необходимо запечатливать не только лицо и голову трупа, но и другие части тела, где могут быть особые приметы, индивидуализирующие признаки. Видеосъемка позволит затем производить квалифицированное описание признаков внешности, а также использовать ее при отождествлении посредством опознания, кроме того, использование видеотехники дает возможность распечатать видеокадр на видеопринтере, а при наличии специальной платы ввода видеосигнала можно выделять и увеличивать фрагменты изображения с интересующими его деталями. Таким образом, процесс получения изображения лица, головы трупа для целей экспертной портретной идентификации во многом облегчается.
Назначение экспертизы обычно производится тогда, когда первоначальные розыскные мероприятия, а также предъявления для опознания не дали положительных результатов. В распоряжение эксперта поступают фотоснимки трупа, отображающие посмертно измененные признаки внешности погибшего. Применяя действующую методику фотопортретной экспертизы специалист-криминалист не может проанализировать воздействие причин смерти и посмертных изменений на признаки внешности погибшего, поскольку эта методика рассчитана на работу с портретами живых лиц. По существу ему для решения вопроса о тождестве необходимо реконструировать признаки внешности погибшего, составить представление об их прижизненном виде.
В связи с этим актуальной является разработка соответствующих методических рекомендаций, которые могут быть подготовлены совместными усилиями криминалистов и судебных медиков.
Кроме того, с учетом специфики данного вида экспертной идентификации она должна в обязательном порядке производиться совместно экспертом-криминалистом и судебным медиком или медиком-криминалистом, новой должностью введенной в штаты экспертно-криминалистических органов внутренних дел.
похожие статьи
Применение трехмерного моделирования при установлении механизма образования повреждений и идентификации травмирующего предмета / Шакирьянова Ю.П., Леонов С.В., Пинчук П.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 43-45.
Опыт совместной работы с японскими специалистами при исследовании останков солдат, погибших во Второй мировой войне на Сахалине и Курильских островах / Гейко А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 38-41.