Судебно-медицинская экспертиза эксгумированного трупа в Краснодарском крае
/ Петрова Т.П., Карченов А.Г. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996 — №2. — С. 8-9.
Т.П. Перова, А.Г. Карченов (Краснодар)
Объем экспертизы трупа, кроме обязательного вскрытия 3-х полостей, определяет сам судебно-медицинский эксперт в зависимости от круга поставленных перед ним вопросов, обстоятельств наступления смерти, знаний и опыта.
Однако, предвидеть тот предел, который может исчерпать все версии, возникающих у следователя в процессе работы над конкретным делом, весьма затруднительно. Поэтому возможность эксгумации и повторного исследования трупа заложена в большинстве экспертиз. Это наглядно демонстрирует стабильное количество эксгумаций из года в год, которое держится в пределах 15-17.
Признав необходимость повторной экспертизы эксгумированного трупа, следователь всегда ставит перед экспертом вопрос о перспективе разрешения тех или иных проблем в связи с естественным разрушением тела в могиле.
Исходя из этого целью настоящего исследования явилось разрешение вопроса о сохранности трупов в конкретной местности на территории Краснодарского края, рельеф которого от низменности до высокогорья создает определенные изолированные микроклиматические зоны с характерными для них почвами.
Предварительно нами изучен 21 случай повторных экспертиз эксгумированных трупов в различных районах Краснодарского края. В 14 случаях при первичном исследовании трупа экспертом не были определены какие-либо признаки гниения. В 7 случаях при первичном исследовании трупа отмечались различной степени выраженности признаки трупного гниения: наличие трупной зелени, гнилостной венозной сети, трупной эмфиземы (вторая группа).
Среди первой группы удовлетворительная сохранность кожных покровов и внутренних органов отмечалась в 9 случаях (сроки захоронения составляли 1 до 10 месяцев). В 2 случаях при сроке захоронения 3 месяца и 7 месяцев даже значительное гнилостное изменение внутренних органов, позволило относительно точно определиться с патологическим процессом. В 1 случае при сроке захоронения 5,5 месяца в могиле с высоким стоянием уровня грунтовых вод гнилостные изменения были значительными, что не позволило определить характер повреждения мягких тканей.
Наилучшая сохранность трупа в захоронениях со сроком от 4 до 10 месяцев отмечалась в степной зоне. Аналогичная сохранность в захоронениях от 1 до 5 месяцев в предгорной зоне. В этих случаях при проведении гистологического и медико-криминалистического исследования получены удовлетворительные результаты.
Среди второй группы сохранность кожных покровов и внутренних органов отмечалась лишь в 3-х случаях (сроки захоронения 4,5-5-6 месяцев). В остальных удовлетворительно сохранились лишь плотные ткани.
Таким образом, получив предварительные данные о различной сохранности трупов в зависимости от конкретной местности, дальнейшее исследование проводится совместно с Северо-Кавказским зональным НИИ Садоводства и виноградорства с целью установления влияния характеристик почвы, уровня стояния грунтовых вод и сезонности захоронения.