Вопросы оценки качества и безопасности медицинской помощи пациентам с патологией полости носа и околоносовых пазух
/ Баринов Е.Х., Мирошниченко Н.А., Мисиров И.М., Скребнев А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020 — №19. — С. 30-31.
Баринов Е.Х., Мирошниченко Н.А., Мисиров И.М., Скребнев А.В.
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» МЗ РФ, г. Москва
Несмотря на развитие медицинской науки, практически во всем мире сохраняется тенденция роста острых и хронических заболеваний, в том числе патологии полости носа и околоносовых пазух. До сих пор остается проблема диагностики вирусного и бактериального воспаления. Применение системной антибиотикотерапии при вирусном процессе и, наоборот, неадекватное лечение тяжелого бактериального заболевания приводит к серьезным ошибкам, осложнениям, переходу в хроническую форму, а также развитию риногенных внутричерепных осложнений.
Широкое внедрение функциональной эндоназальной хирургии привело к значительным успехам в лечении хронических риносинуситов. Однако подход к проблеме через восстановление аэрации пазухи, которое должно приводить к купированию воспаления, не всегда себя оправдывает. Поэтому необходимы более четкие показания к разным видам хирургического лечения.
При оказании медицинской помощи пациентам, страдающим определенными заболеваниями полости носа и околоносовых пазух, часто встречаются лечебно-тактические и лечебно-диагностические ошибки, которые способны привести к развитию осложнений и даже неблагоприятным исходам. На сегодняшний день отмечается тенденция дефицита информации в отношении профессиональных ошибок и случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи пациентам, проходившим лечение по оториноларингологическому профилю.
Еще один аспект – пластические операции на наружном носе и внутриносовых структурах. У врачей оториноларингологов и пластических хирургов во многом разные подходы, и не всегда получается хороший функциональный результат при удовлетворительном эстетическом.
Вопросы оценки уровня и эффективности медицинской помощи волнуют не только клиницистов и организаторов здравоохранения. В процессе становления правового государства общество предъявляет к медицинским работникам все более высокие профессиональные, морально-этические и правовые требования. Пациенты, не удовлетворенные оказанной им медицинской помощью, в частности оториноларингологической, обращаются за разрешением конфликтов в вышестоящие организации или в судебные инстанции.
Лечение больных с патологией полости носа и околоносовых пазух аллергической и воспалительной этиологии должно опираться на персонифицированный подход к каждому пациенту. К большому сожалению, это удается не всегда.
Поскольку объектом медицинской помощи при оказании медицинских услуг является человеческий организм, дозированное и управляемое воздействие на здоровье становится источником происхождения вопросов о соблюдении или несоблюдении публичных обязанностей в силу закона и частных обязательств в силу договора, об исполнении договорных и возникновении деликтных обязательств, а потом о публичной (уголовной) и гражданской, договорной или деликтной ответственности. По существу, речь идет о том, во-первых, когда можно медицинскую помощь признать противоправным посягательством; во-вторых, какие причинно обусловленные медицинской помощью телесные повреждения можно признать вредом здоровью; в-третьих, в каких случаях порочно оказанная медицинская помощь (или неоказание надлежащей) приводит к наступлению уголовной, а в каких – к гражданской ответственности причинителя; в-четвертых, в каких случаях оказание медицинских услуг порождает договорную, а в каких деликтную ответственность; и, наконец, в-пятых, в каких случаях оказание медицинских услуг не влечет наступления ни публичной, ни гражданской ответственности.
Медицинская помощь не нарушает нравственные принципы общества, если оказывается в соответствии с правилами профессии (медицины). Любая, корректно или некорректно оказанная, медицинская помощь становится нарушением права гражданина на здоровье (таким же, как любое преступление, связанное с причинением вреда здоровью), не будучи охвачена волей правообладателя. Волеизъявление правообладателя является условием оказания медицинской помощи [1, 2].
При этом по всем перечисленным основаниям на потерпевшего, как и на причинителя, распространяется презумпция разумности и добросовестности:
в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются
(п. 3 ст. 10 ГК РФ) [1, 2].
Список литературы
- Баринов Е.Х. Судебно-медицинская экспертиза в гражданском судопроизводстве по медицинским делам (монография). – М.: НП ИЦ «ЮрИнфоЗдрав». – 2013. – 164 с.
- Баринов Е.Х. Потребности Гражданского судопроизводства в судебной медицине (монография). – LAP LAMBERT Academic Publishng RU. – 2017. – 192 с.
похожие статьи
Достоверность и обоснованность выводов судебно-медицинских экспертиз по «медицинским делам» в уголовном судопроизводстве как критерии допустимости доказательства / Кулебякин И.Ю., Баринов Е.Х. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 81-84.
больше материалов в каталогах
Дефекты оказания медицинской помощи, профессиональные правонарушения врачей