К вопросу о морфологических изменениях колото-резаных ран при гниении

/ Решетун-Беликов А.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2009 — №10. — С. 59-61.

ссылка на эту страницу

Исследование колото-резаных повреждений в судебно-медицинской практике занимает одно из ведущих мест [1-3, 5]. Доступность колюще-режущих орудий, относительная простота причинения повреждений приводит к тому, что количество судебно-медицинских экспертиз в случаях колото-резаных повреждений остаётся стабильно высоким и занимает в среднем около 12% от всех случаев механической травмы (по данным годового отчёта по 2-му танатологическому отделению Бюро СМЭ ДЗ г. Москвы).

Судебно-медицинский эксперт, проводя экспертизу трупа с колото-резаными повреждениями, обязан дать ответы на интересующие следствие вопросы, наиболее важными из которых являются вопросы, касающиеся общегрупповых и индивидуальных свойств травмирующего объекта (установление типа, конструкционных особенностей травмирующего предмета, индивидуальных характеристик и т.д.). Словом, судебно-медицинский эксперт обязан максимально точно выявить те признаки, которые в дальнейшем помогут следствию достоверно установить конкретное орудие совершения преступления.

В подавляющем большинстве случаев судебно-медицинский эксперт сталкивается с исследованием колото-резаных повреждений в случаях насильственной смерти (как правило, убийств). Так, по данным 2-го танатологического отделения г. Москвы за 10 месяцев 2008 г. убийства составляют 81% от всего количество исследований в случаях колото-резаных повреждений. Убийства нередко сопровождаются сокрытием тел погибших. Это приводит к тому, что к моменту обнаружения трупы уже находятся в состоянии выраженных гнилостных изменений, существенно влияющих на морфологию, имеющихся повреждений.

При проведении экспертизы в подобных случаях, эксперт часто сталкивается с тем, что колото-резаные повреждения теряют свои квалифицирующие признаки, так как в результате гниения поверхностный слой кожи отслаивается, кожа становится дряблой, разрыхляется, или, наоборот, уплотняется. Подкожно-жировая клетчатка, а иногда и внутренние органы, из-за повышенного давления гнилостных газов в полостях тела выступают в просвет колото-резаных ран, ещё больше деформируя их.

Целью настоящего исследования явилось изучение морфологических изменений и метрических свойств колото-резаных ран кожного покрова при гниении и последующем восстановлении.

В настоящее время в нашей стране имеется большое количество способов восстановления кожных ран. Эти способы предусматривают погружение кожного лоскута в специальные восстанавливающие растворы, наиболее популярным из которых, без сомнения, является раствор А.Н. Ратневского № 1, который рекомендован к использованию в судебно-медицинской практике ещё в 1972 г. [4].

Мы провели анкетирование нескольких Бюро СМЭ (26) различных субъектов РФ, которое показало, что в подавляющем большинстве Бюро СМЭ (92%) пользуются именно этим раствором. Однако при этом в процедуре предварительной подготовки кожно-мышечного лоскута к восстановлению в разных Бюро используют свои подходы. Так, в некоторых случаях кожно-мышечный лоскут изымают максимально на глубину тканей, в некоторых случаях изымают только кожу, при этом подкожно-жировую клетчатку удаляют, а сам лоскут обезжиривают в эфире. В некоторых Бюро кожно-мышечные лоскуты изымают на подложку и на ней же погружают в раствор. Вместе с этим, в большинстве опрошенных нами регионов, приготовление раствора Ратневского №1, как правило, осуществляется «на глазок», дистиллированную воду заменяют водой из-под крана, один и тот же раствор используют для восстановления многократно.

Тем не менее, на сегодняшний день существует большое количество различных способов и методик восстановления кожных лоскутов при приготовлении анатомических препаратов и бальзамировании тел умерших.

Всё это побудило нас попытаться систематизировать имеющиеся на сегодняшний день методики восстановления гнилостно-изменённого кожного лоскута, установить их реальные возможности для последующей идентификации имеющихся ран.

Материалом исследования явились архивные данные 2-го танатологического отделения ДЗ Бюро СМЭ г. Москвы.

Нами просмотрено 105 судебно-медицинских экспертиз в случаях смерти от колото-резаных повреждений. Было установлено, что в 88,3% случаев травмирующим предметом являлся нож, при этом средняя ширина травмирующего предмета составляла 15 мм, а длина клинка около 60 мм.

Исходя из этого, для своих исследований нами был выбран нож, состоящий из клинка с односторонней заточкой лезвия и пластиковой рукоятки, с длиной клинка 60 мм, шириной клинка 15мм, толщиной обушка 1мм, которым и наносили экспериментальные повреждения в подложечной и околопупочной области трупов обоего пола. Всего было нанесено 21 повреждения, вдоль линии Лангера, перпендикулярно к коже, на расстоянии около 2-х см друг от друга. После извлечения клинка, измеряли длину ран, которая всегда была в среднем на 1 мм меньше ширины клинка ножа. Раны фотографировали, затем кожно-мышечный лоскут, включающий в себя кожу, подкожно-жировую клетчатку, мышцы передней брюшной стенки и пристеночную брюшину, изымали на пластиковую подложку с проделанными на ней по периметру отверстиями, через которые лоскут свободно фиксировали к подложке капроновыми нитями. После этого кожно-мышечный лоскут помещали в термостат с температурой + 23оС. Через каждые 7 дней лоскут доставали из термостата, фотографировали, осматривали под микроскопом, описывали имеющиеся изменения кожных ран. Через четыре недели наблюдений кожно-мышечный лоскут извлекали из термостата и делили на фрагменты, количество которых равнялось количеству ран на лоскуте. Указанные фрагменты на подложке помещали в различные растворы (1% формалин, Ратневского № 1, Ратневского № 2, Мельникова-Разведенкова, оригинальный раствор «Звезда»). Через три дня после погружения в растворы лоскуты с ранами извлекали, осматривали, фотографировали, оценивали.

В ходе экспериментов нами установлено, что восстановление ран происходит в растворах Ратневского №1, №2, и в оригинальном растворе «Звезда», причём размеры, форма и морфологические особенности ран восстановились почти полностью. В растворах же 1% формалина и Мельникова-Разведенкова восстановления не произошло, раны остались такими, какими были извлечены из термостата. При микроскопии почти все морфологические особенности восстановленных ран (краевые выемки, осаднение у одного из концов, краевые выступы) отчётливо прослеживались.

Таким образом, проведенное исследование наглядно показывает необходимость дальнейшего изучения влияния развития гнилостных изменений на закономерности отображения групповых и узкорупповых признаков колото-резаных повреждений и возможность их последующего восстановления для решения задач идентификации орудия травмы, что и является предметом нашей дальнейшей работы.

Литература:

  1. Абрамов С.С. Идентификационные исследования повреждений острыми предметами // Медико-криминалистическая идентификация / под ред. Томилина В.В. – М. Норма, 2000.
  2. Загрядская А.П. Определение орудия травмы при судебно-медицинском исследовании колото-резаного ранения – М., Медицина, 1968.
  3. Карякин В.Я. Судебно-медицинское исследование повреждений колюще-режущими орудиями. – М., 1966г.
  4. Ратневский А.Н. Восстановление первоначальной формы ран, нанесенных острыми орудиями и предметами. // Материалы 5-й всесоюзной научной конференции судебных медиков. - Том 1. - Л., 1969.
  5. Щёголев Д.С. Использование метода рентгеноспектрального флуоресцентного анализа при судебно-медицинской экспертизе колото-резаных повреждений С-Пб 2003. Диссерстация.

похожие статьи

К восстановлению прижизненного облика головы гнилостно измененных трупов / Ратневский А.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1977. — №2. — С. 51-53.

Судебно-медицинское определение давности ран морфологическими методами / Крыжановская И.В. — 1969.

больше материалов в каталогах

Исследование гнилостно измененных трупов

Раны