Микроэлементы в костях как показатель типа смерти

/ Десятов В.П., Журавлев В.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1963 — №4. — С. 28-30.

Десятов В.П., Журавлев В.С. Микроэлементы в костях как показатель типа смерти

Кафедра судебной медицины (зав. — доц. В.П. Десятов) и кафедра физики (зав.—доц. В.Д. Гольцев) Томского медицинского института

Поступила в редакцию 11/VI 1963 г.

ссылка на эту страницу

При исследовании скелетированных трупов эксперт может определить пол умершего, приблизительно возраст, описать характер повреждений скелета, но он совершенно беспомощен при определении типа смерти, не говоря уже о ее причине.

Я.М. Берзин, Ф.Я. Беренштейн, А.О. Войнар, В.В. Ковальский и др. установили, что при нормальном поступлении в организм человека микроэлементов содержание их в органах вследствие патологических нарушений претерпевает существенные изменения.

Б.И. Збарский, И.И. Иванов, С.Р. Мордашев указывают, что при многих патологических состояниях, особенно при нарушении функций почек, печени, поджелудочной железы и сердца, происходят резкие сдвиги в химизме крови. При постгеморрагической анемии, например, в крови заметно уменьшается содержание железа. По наблюдениям Л.А. Бродовнч, С.И. Шерман и М.К. Коган, В.А. Данилина и И.В. Чиликиной, постгеморрагическая анемия закономерно сопровождается уменьшением концентрации сывороточного железа. Железо в крови содержится главным образом в эритроцитах (105 мг%,), в плазме встречаются только его следы.

Содержание микроэлементов клиницисты изучали в основном в крови.

Что же касается посмертных гнилостных изменений химизма ткани, то меньше всего им подвержены кости.

Мы поставили своей задачей проследить, не изменяется ли содержание железа, меди и марганца в костях в зависимости от типа смерти: при анемическом типе смерти (кровопотеря), при сердечно-сосудистой патологии, сопровождавшейся хроническими и подострыми общими циркуляторными расстройствами, а также при асфиктическом типе смерти. Эти элементы мы выбрали потому, что железо и медь играют исключительно важную роль в процессах кровообразования и тканевого дыхания, а марганец, высокоактивный в биологическом отношении элемент, принимает важнейшее участие в окислительно-восстановительных процессах (А.О. Войнар).

1 Редакция рассматривает данное сообщение как предварительное.

 

Спектрографическим методом исследовали череп, ключицу, грудину, позвонок и ребро от 50 трупов лиц, смерть которых протекала по трем основным типам: анемическому (кровопотеря), асфиктическому и скоропостижно от сердечно-сосудистых заболеваний.

Трудности исследований заключалась в том, что в доступной нам литераторе не указана «норма» содержания микроэлементов в тех или иных костях. Только в монографии Войнара приведено содержание меди (1,19 мг%) в трубчатых костях и марганца (0,17 мг%) в ребре. Поэтому мы были вынуждены вывести эту «норму» для каждой из 5 костей.

Из табл. 1 видно, что полученные нами результаты близки к данным Войнара: в ключице (трубчатая кость) меди содержится 1,28 мг%, в ребре марганца — 0,16 мг%.

В результате исследований мы обнаружили значительную разницу в содержании микроэлементов в костях при различных типах смерти (табл. 2). Так, при обильной кровопотере железа на 0,65 мг% меньше, чем при застойном полнокровии, обусловленном сердечно-сосудистой патологией. Меди же в костях, наоборот, при кровопотере почти в 2 раза больше, чем при общих циркуляторных расстройствах.

Таблица 1

Содержание микроэлементов (в мг%)

Кости Микроэлементы Усредненное
значение
череп грудина ключица ребро позвонок
Железо 1,60 2,22 2,00 1 ,68 2,48 2,00
Медь 0,94 0,80 1,28 0,81 1,02 0,97
Марганец 0,12 0,12 0,15 0,16 0,18 0,15

 

Таблица 2

Усредненное содержание микроэлементов в костях при различных типах смерти (в мг%)

Тип смерти Железо Медь Марганец
Обильная кровопотеря 1 ,70 1,27 0,17
Сердечно-сосудистая недостаточность, сопровождавшаяся застойными явлениями 2,35 0,70 0,13
Асфиксия 1,56 0,81 0,15
Содержанке микроэлементов, принятое нами за норму 2,00 0,97 0,15

 

Каков же механизм перераспределения микроэлементов при различных типах смерти?

Известно (В.В. Ковальский), что для обеспечения нормального кровотворения необходимо сочетание железа, меди, марганца. В наших исследованиях выявлен параллелизм между обменом меди и марганца, что согласуется с данными А.О. Войнара. При смерти, сопровождавшейся обильной кровопотерей, уровень железа во всех костях падает, тогда как содержание меди и марганца, напротив, возрастает. При смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, обусловивших общие циркуляторные расстройства в виде хронического и подострого венозного застоя, содержание железа в костях резко возрастает, а концентрация меди и марганца уменьшается. Повышение содержания меди и марганца в костях при кровопотере можно объяснить тем, что уровень этих микроэлементов в организме характеризуется большим постоянством; даже при длительном голодании они стойко удерживаются в крови. При кровопотерях (А.О. Войнар) общее содержание железа в организме резко падает, тогда как содержание меди и марганца мало изменяется. При анемиях концентрация меди в крови возрастает, видимо, за счет выхода ее из печени. Возможно, что организм реагирует на кровопотерю так же, как и на анемию, и выбрасывает из печени медь. Богатая медью кровь оседает в костной ткани, в результате чего повышается содержание меди в костях. При застойных явлениях и асфиксии, когда ткани испытывают аноксемию, нарастание содержания меди и марганца в крови является результатом мобилизации их из тканевого депо. Поэтом}/ уровень этих микроэлементов в костях снижается. Богатство тканевых депо медью и марганцем и переход их в кровь регулируются центральной нервной системой (А.О. Войнар; П.А. Бабенко). Железо, очевидно, лишено способности к быстрым переходам из тканей в кровь и обратно. В силу особенностей архитектоники костной ткани уровень железа в костях определяется главным образом количеством крови в сосудах кости и костного мозга в момент смерти, ибо кровь из костных сосудов посмертно почти не оттекает в ниже расположенные ткани. При посмертном разложении крови железо механически оседает на стенках костных каналов, в которых помещались мелкие сосуды и капилляры.

Возраст имеет лишь относительное значение для содержания микроэлементов в костях. Уровень меди и марганца в первые 2 года после рождения резко падает, затем постепенно начинает возрастать, достигая максимума примерно к 20 годам и затем до старости существенно не изменяется. Концентрация железа, меди и марганца не зависит от степени упитанности. Содержание микроэлементов в костях при мгновенной смерти (без мучительной агонии) выше, чем у агонировавших в течение 1/2 —1 часа, при агонии больше суток уровень меди и марганца несколько повышается. Это предсмертное повышение содержания меди и марганца А.О. Войнар объясняет усиленным распадом тканей.

Вероятнее всего, что при агонии микроэлементы как последний резерв выходят из костей в кровь.

В костях гнилостно измененных трупов содержание микроэлементов убывает незначительно по сравнению с содержанием их в трупах, у которых признаки гниения отсутствовали. Так, концентрация железа понизилась на 0,20 мг%, меди — лишь на 0,03 мг% и марганца — на 0,01 мг%.

Выводы

  1. По содержанию микроэлементов в костях можно решить вопрос о типе смерти.
  2. Микроэлементы (железо, медь, марганец) хорошо сохраняются в костях при гниении трупа.
  3. Тяжелая агония, сопровождавшаяся острыми мучительными болями, приводит к снижению содержания микроэлементов в костях.

похожие статьи

О диагностике и дифференциации повреждений на костных останках группового захоронения / Крюков В.Н., Гедыгушев И.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 106-107.

больше материалов в каталогах

Исследование костных останков