О структуре гипоталамуса при смертельной черепно-мозговой травме
/ Папков В.Г., Прошина Ю.В. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.
(Рязань)
Значительная частота смертельных исходов при черепно-мозговой травме и ее широкое распространение обусловливают интерес к выяснению состояния гипоталамуса при ней. Данный отдел ЦНС участвует в поддержании гомеостаза, регулируя деятельность органов эндокринной и иммунной систем. С целью выяснения структурных изменений гипоталамуса при черепно-мозговой травме проведено его исследование у 25 мужчин, смерть которых наступила в промежуток времени не более 6 часов после получения травмы. Контрольную группу составили 7 наблюдений, где смерть наступила от травм другой локализации. Изучено состояние как крупноклеточных супраоптических (СОЯ) и паравентрикулярных (ПВЯ) ядер, так и мелкоклеточных - аркуатного (АЯ) и задних (ЗГЯ) ядер. Парафиновые срезы обрабатывались с помощью гистологических, гистохимических и импрегнационных методик. Мофометрическое исследование проведено в тех наблюдениях, в которых не обнаружено каких-либо эндокринных нарушений. Эндокринный статус определялся по методике Декура-Думика.
В исследованных гипоталамических ядрах обнаружены структурные изменения, затрагивающие как сосудистую систему, так и клеточные элементы. Сосудистая система крупноклеточных и мелкоклеточных ядер имеет значительные отличия. Так СОЯ и ПВЯ характеризуются наличием чрезвычайно густой капиллярной сети, придающей им сходство с почечными клубочками, а в АЯ и ЗГЯ капиллярная сеть разрежена. Поражение сосудистой системы непосредственно после травмы складывается из явлений дистонии с преобладанием спазма. Спустя 2-3 часа после травмы к явлениям спазма присоединяется паретическое состояние некоторых сосудов. Эти процессы более значительно выражены в сосудах, расположенных по периферии крупноклеточных ядер, особенно ПВЯ. Длительное существование спазма нарушает трофику сосудистой стенки, что приводит к нарушению ее проницаемости, а в наиболее тяжелых случаях и к некрозу. Следствием данных процессов являются диапедезные и ректические кровоизлияния. Повреждение сосудов названных ядер, удаленных от зоны непосредственного приложения травмирующей силы, возникает, очевидно, вследствие формирования гидродинамического удара столба крови. Наиболее часто кровоизлияния возникают в верхнем полюсе ПВЯ, что позволяет расценивать их в качестве признаков, характерных для ЧМТ. Частое поражение сосудов
данного ядра обусловлено, по-видимому, его близостью к стенке 3-го желудочка и гидродинамическим воздействием ликвора. Реже возникали кровоизлияния в ЗГЯ, которые располагаются на большем удалении от этого желудочка. Сравнительно редко появлялись диапедезные кровоизлияния в СОЯ и АЯ. Указанные дисциркуляторные процессы неизбежно ведут к нарушению метаболизма в клеточных элементах. Астроциты набухают, отдельные клетки сморщиваются. Их отростки-ножки, участвующие в формировании гематоэнцефалического барьера распадаются. Некоторые аксоны, входящие в ядра также подвергаются распаду. В отдельных нейронах возникают явления вакуольной дистрофии, ишемической трансформации. Вместе с тем основная часть нейронов имеет признаки активного функционального состояния. Определение среднего объема кариона (СОК) нейронов, предпринятое с целью уточнения уровня функциональной активности клеток, дало следующие результаты (см. таблицу). Проведенные исследования свидетельствуют о возрастании объема кариона в АЯ, ПВЯ и ЗГЯ в раннем периоде после травмы. Однако в СОЯ этот показатель остается без изменений. Исходя из функциональной направленности указанных ядер, можно дать следующую интерпретацию результатам кариометрии. Травматическое воздействие на головной мозг, вызывающее возрастание функции мелкоклеточных ядер и ПВЯ, стимулирует деятельность центров, регулирующих эндокринную (АЯ) и иммунную (ЗГЯ) системы, а также тонус гладкой мускулатуры (ПВЯ). Вместе с тем, данное воздействие не оказывает влияния на показатель функциональной активности центра, регулирующего наиболее филогенетически древний вид метаболизма – водно-минеральный (СОЯ).
Таблица.
Средний объем кариона нейронов гипоталамических ядер (куб. мкм.) (Х ± m).
Группа наблюдений | АЯ | СОЯ | ПВЯ | ЗГЯ |
Контрольные наблюдения (n=7×100) | 215,8±2,53 | 448,2±1,77 | 325,75±1,45 | 210,16±1,45 |
ЧМТ (n=7×100) | 234,9 ± 2,56* | 448,7±4,4 | 348,98±3,15* | 228,43±2,47* |
*Уровень значимости Р<0,05
Дисциркуляторные процессы, являющиеся важным элементом ЧМТ, не оказывают значительно выраженного тормозящего влияния на возрастание объема кариона нейронов указанных ядер.
Таким образом, при тяжелой черепно-мозговой травме в гипоталамусе происходит морфо-функциональная перестройка, направленная на стимуляцию защитных систем организма.
Выявленные отклонения СОК нейронов гипоталамических ядер могут быть использованы для дифференциальной диагностике травматических повреждений головного мозга и цереброваскулярной болезни.
похожие статьи
Отзыв на монографию “Черепно-мозговая травма. механогенез, морфология и судебно-медицинская оценка” / Дмитриева О.А., Косинская Е.Д. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 63-65.