Повреждения, причиняемые медведями (наблюдения из практики)
/ Калинкина Н.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018 — №17. — С. 107-113.
ГБУЗ «Сахалинский областной центр судебно-медицинской экспертизы» МЗ Сахалинской области (нач. – А.Г. Астахов)
Повреждения, причиняемые медведями, для Сахалинской области являются актуальной темой, так как в последние годы все больше регистрируется случаев появления медведей в населенных пунктах. Вырубка леса, препятствие для выхода лососевых рыб в реки заставляют медведей покидать места своих обитаний в поисках пищи. По данным министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в 2017 году, количество особей медведей, обитающих в нашей области, составило 4492 (в 2013 году – 3850). При этом поступило 104 обращения по поводу появления медведей вблизи населенных пунктов. Выдано 93 разрешения на вынужденный отстрел животных. Смертельные случаи нападения медведей в экспертной практике встречаются редко, что, возможно, связано с тем, что труп после нападения медведя так и не был обнаружен, либо находят лишь части трупа, и не имеется достаточно доказательств, чтобы сделать вывод о том, что причиной смерти явились травмы, полученные в результате нападения хищника. В отдельных случаях травма, нанесенная медведем, может представлять определенные трудности при решении вопросов, например, о прижизненности, обстоятельствах возникновения, механизме травмы, роде смерти и т.д.
Рис. 1. Костные останки, обнаруженные возле лежанки медведя
Так, в Долинском районе Сахалинской области в июне 2015 года пропал мужчина, который отправился в лес вместе с собакой. Поиски мужчины не дали никаких результатов. Спустя пять месяцев в лесном массиве были обнаружены костные останки. При осмотре места происшествия была обнаружена лежанка медведя, а в нескольких метрах книзу в ручье найдена одежда пропавшего мужчины – куртка и футболка, правая верхняя конечность и правая лопатка. Какие-либо повреждения на одежде отсутствовали. На плечевой кости лишь местами сохранились мышечные волокна, на предплечье кожные покровы и мягкие ткани не повреждены, на лопатке мягкие ткани также отсутствовали, местами имелись мышечные волокна. Остальные части трупа так и не были найдены. Установить причину смерти не представилось возможным.
Еще один случай произошел в сентябре 2017 года. Были обнаружены части человеческого тела в 1 км вверх по течению р. Тамбовка Анивского района Сахалинской области. При исследовании трупа установлено: фрагменты тела человека вымазаны листвой, сухой травой, грунтом. Фрагменты представлены головой, позвоночником, кожным лоскутом задней поверхности туловища, левой верхней конечностью и отчлененной левой нижней конечностью от уровня коленного сустава. Длина стопы 25 см. Голова округлой формы, без повреждений. Волосы на голове черные, длиной на темени 2,5 см. Глаза открыты. Радужная оболочка коричневого цвета. Конъюнктивы чистые, бледно-розовые. Кости и хрящи носа на ощупь через мягкие ткани целы. Носовые ходы свободны. Рот закрыт. Цветная кайма губ бледно-розовая. В слизистой губ и полости рта без кровоизлияний. Видимые зубы целы. На задней поверхности нижней трети предплечья тату прямоугольника. В проекции анатомической табакерки кисти тату кольца или буквы С. На боковых (краевых) поверхностях кожного лоскута задней поверхности туловища поперечные разрывы кожи и подлежащих тканей длиной до 12 см, измазаны землей. Мягкие ткани передней поверхности туловища и тазовой области, грудина, ребра до уровня передних подмышечных линий, внутренние органы полностью отсутствуют. Отсутствует правое бедро, половые органы, мягкие ткани и кости коленных суставов. Левая бедренная кость сочленена с костями таза. Правая бедренная кость представлена фрагментом с отсутствующими эпифизами. Тела позвонков, крылья подвздошных костей отсутствуют. Торцевые части всех поврежденных костей имеют неровные края с надкусами и надломами. На шее справа от уровня щитовидного хряща линейная рана с относительно ровными краями, глубиной 4 см. На боковых и задней поверхности шеи линейной и клиновидной формы раны длиной до 3 см, с отвесными неровными стенками глубиной до 4 см. Причина смерти не установлена ввиду обширных дефектов мягких тканей, внутренних органов и частичного отсутствия конечностей.
Рис. 2. Повреждения, причиненные зубами и клыками медведя
Комплекс повреждений, причиняемых медведем, можно разделить на несколько групп (И.В. Власюк, А.Л. Печкуренко, 2011):
повреждения от воздействия зубов;
повреждения от воздействия когтей;
повреждения от воздействия массы тела животного;
повреждения от ударного воздействия лап;
повреждения, образующиеся при перемещении тела по грунту.
При нападении медведь встает на задние лапы и обхватывает жертву; если жертва и хищник находятся лицом друг к другу, то от воздействия когтей образуются повреждения в области затылочной части головы, как правило, это рваные и скальпированные раны, линейные ссадины в области спины. Раны от когтей, как правило, полиморфные, множественные, обширные, занимают значительные площади, локализуются преимущественно на голове, груди, верхних конечностях и почти во всех случаях в области наружных половых органов (А.А. Кукотин, 2000). Полиморфизм и характер ран зависят от количества, направления силы ударов, наличия на голове головного убора, свойств одежды, оказываемого жертвой сопротивления и т.д., а главным образом от величины, остроты, особенностей строения когтей на передних и задних лапах животного.
В результате воздействия когтей образуются линейные ссадины, переходящие в линейные раны или начинающиеся с них. В результате ударного воздействия когтями образуются раны, по морфологии схожие с колото-резаными повреждениями. Также образуются раны от воздействия большинства когтей лапы с отходящими от них раневыми каналами глубиной не более 5 см. Если под кожей располагаются непрочные костные образования, то в них также образуются контактные повреждения: дырчатые переломы височной кости, отрыв остистых отростков поясничных позвонков. При стереоскопическом исследовании выявляют: наличие острых концов; осаднение по краям, ближе к одному из концов повреждения; наличие надрывов и разрывов в точке вкола; кровоизлияние в толщу кожи и подкожно-жировой клетчатки (И.В. Власюк, А.Л. Печкуренко, 2011).
Зубы медведя отличаются наличием выраженных клыков, значительно превышающих по размерам остальные зубы. Клыки на обеих челюстях парные, по два с каждой стороны, имеют скругленную затупленную вершину, конусовидную форму округлого сечения вначале и овального сечения после середины. От их воздействия остаются линейные ссадины и колотые раны неправильной звездчатой формы с массивным осаднением, размятием подлежащих тканей и выраженным кровоизлиянием. От ран отходят раневые каналы, имеющие поверхностный характер.
Случай из практики. В июне 2018 года в Долинском районе Сахалинской области во время проведения первенства по спортивному ориентированию, в котором принимали участие 175 детей, от нападения медведя пострадал 15- летний мальчик и погибла 20-летняя девушка. Из обстоятельств случившегося стало известно, что после того, как все участники стартовали, один из мальчиков вернулся и сообщил, что на его друга напал медведь. Мальчика обнаружили с множественными ранами грудной клетки, переломами ребер и доставили в больницу. К счастью, мальчик остался жив. В тот момент в лесу еще оставалось несколько детей и решено было срочно всех эвакуировать. Во время эвакуации детей было обнаружено тело одной из участниц недалеко от места нападения на мальчика. По словам охотников, прочесывавших лес, в районе проведения соревнований была целая семья медведей: мама-медведица, пестун и медвежонок-сеголеток. Мальчик, сообщивший о нападении на друга, указывал на небольшого медведя. А повреждения, обнаруженные на теле девушки, свидетельствовали о нападении большого медведя (мамы-медведицы). Таким образом, было установлено, что в тот день нападение на людей совершили медведица и пестун.
При исследовании трупа девушки, 20 лет, было установлено: на задней поверхности кофты и футболки множественные линейные, преимущественно поперечного направления, с вывернутыми кнаружи краями повреждения, длиной до 12 см. Аналогичные повреждения имеются на джинсах, располагающиеся преимущественно по наружной и передней поверхности левой половины. В дефектах ткани одежды видны рваные раны подлежащих частей тела. Все предметы одежды и тела опачканы землей и сухой листвой. На правом лучезапястном суставе, закрепленная резинкой, белая полоса бумаги (индивидуальный номер спортсмена). На левом лучезапястном суставе компас из прозрачной пластмассы, фиксирован тесьмой. Кожа передней поверхности тела резко бледная. Труп холодный на ощупь на всем протяжении. Голова обычной формы, без патологической подвижности костей черепа при пальпации. Волосы на голове русые, длиной в теменной области около 30 см, на затылке волосы схвачены резинкой диаметром 0,5 см, бордового цвета. В проекции теменного бугра справа 2 линейные горизонтальные раны (раны № 1, 2), располагающиеся на расстоянии 1,5 см друг от друга. Рана № 1 длиной 2,5 см, края ее осаднены на ширину до 0,2 см, рана глубиной до подлежащей кости. Рана № 2 располагается ниже и параллельно от раны № 1, длиной 4,5 см. В теменной области справа линейная рана (№ 3) в форме дуги, длиной 3,5 см. В теменно-затылочной области справа аналогичная рана (№ 4) длиной 3,5 см. В проекции наружного затылочного возвышения две раны (№ 5, 6) линейной формы в виде дуг, длиной 2,5 и 4,5 см. Все раны осаднены по краям, глубиной до подлежащих костей. На задней поверхности туловища множественные, преимущественно вертикального направления, рвано-лоскутные и веретенообразной формы раны длиной до 9 см, глубиной до подлежащих костей. В проекции ран лопаточной области справа пальпируются костные фрагменты лопатки. Мягкие ткани спины и поясничной области отслоены от подлежащих мышц, костей. На спине слева в проекции 8–12-го ребер зияющая рана, из которой выбухают петли кишечника, доля легкого, селезенка, здесь же в мягких тканях пальпируются костные отломки ребер.
Помимо ран, на спине имеются полосовидные, преимущественно горизонтального направления, кровоподтеки и ссадины от 0,2×2,0 см до 0,6×8,0 см. На передней поверхности ног, больше слева, горизонтальные рванолоскутные и веретенообразной формы раны длиной до 18 см. Кожа отслоена от подлежащих мышц, из ран выбухают разорванные мышцы. На задней поверхности правой ноги с захватом ягодичной области обширные рвано-лоскутные раны, в которых видны разорванные и опачканные землей мышцы. На задней поверхности левой голени рвано-лоскутная рана неправильной прямоугольной формы 7,5×5,0 см. По переднему краю раны параллельные горизонтальные полосовидные кровоподтеки от 0,5×2,0 см до 0,6×3,0 см, имеющие ровную вертикальную границу, по периферии которых 2 кровоподтека многоугольной формы, располагающихся на расстоянии 7,5 см. В проекции задней границы подмышечной впадины слева четыре параллельных горизонтальных кровоподтека от 0,5×2,0 см до 0,6×2,5 см, располагающихся по дуге, обращенной кпереди (резцы); по краям кровоподтеков на расстоянии 7,5 см полосовидные кровоподтеки 0,7×5,0 см, заканчивающиеся наличием колотых ран (клыки). В проекции левой лопатки аналогичные повреждения, располагающиеся по дуге, обращенной вправо. Края всех ран задней поверхности туловища кровоподтечны. Раны ягодичной области и задней поверхности ног без кровоизлияний.
При внутреннем исследовании в плевральной полости слева следы крови, имеется разрыв поясничного отдела диафрагмы на протяжении 12 см, из которого в плевральную полость эвентрирует желудок и петли кишечника, которые с нижней долей легкого пролабируют в рану поясничной области слева. В правой плевральной и брюшной полости посторонней жидкости нет. При исследовании костей скелета обнаружены переломы 8–12-го ребер слева по лопаточной линии, мышцы в области переломов размозжены, пропитаны кровью. В области переломов ребер зияющая рана, сообщающаяся с кожной раной поясничной области. Нижняя доля левого легкого по реберной поверхности имеет сквозной дефект свободного края с кровоизлиянием по ходу канала на ширину около 0,7 см. Большой сальник и желудочно-ободочная связка имеют разрывы. Петли кишечника и селезенка опачканы сухой листвой. Селезенка дряблая, имеет полный поперечный разрыв, края разрыва размозжены, кровоподтечны. Смерть наступила в результате кровопотери.
Рис. 3. Повреждения одежды при нападении медведя
Рис. 4. Повреждения на теле в результате воздействия зубами и когтями медведя при нападении
Список литературы
Судебная медицина и судебно-медицинская экспертиза / под ред. Пиголкина Ю.И. – Москва, 2014.
Свадковский Б.С. Учебное пособие по судебно-медицинской стоматологии. – Москва: Медицина, 1974.
Кукотин А.К. Повреждения когтями и зубами медведя / Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. – Вып. 3. – Хабаровск, 2000.
Хохлов В.В., Кузнецов Л.Е. Судебная медицина: руководство. – Смоленск, 1998.
Власюк И.В., Печкуренко А.Л. Характеристика повреждений от нападения медведя. Случай из практики / Актуальные вопросы судебной медицины и права. – Вып. 2. – Казань, 2011.
Власюк И.В. Судебно-медицинская оценка повреждений, причиняемых человеку некоторыми животными. – Москва, 2015.
Власюк И.В., Баранова А.В. Дифференциальная диагностика повреждений, образующихся при нападении на человека хищного животного / Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. – 2016.
Власюк И.В. Повреждения от воздействия крупного хищника – медведя (медико-криминалистические аспекты) / Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. – Вып. 9. – Хабаровск: Изд. центр ИПКСЗ, 2008. – С. 77–81.
Власюк И.В. Классификационная характеристика повреждений кожного покрова, причиняемых зубами хищного животного / Судебно-медицинская экспертиза, 2012. – № 2. – С. 28–31.
Власюк И.В. Травмирующие части тела хищного животного и причиняемые ими повреждения при агрессии в отношении человека / Медицина в XXI веке: традиции и перспективы. – Казань, 2012. – С. 51–55.
похожие статьи
К вопросу о повреждении лица в результате укуса животными / Баранова А.В., Власюк И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 51-54.