В.Е. Рожнов. Судебнопсихиатрическая экспертиза алкоголизма и других наркоманий. «Медицина», М., 1964
/ Стрельчук И.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966 — №4. — С. 60-61.
УДК 340.63:616.89-008. 441.13(049.3)
В.Е. Рожнов кратко и на современном уровне излагает особенности клиники и экспертизы простого и патологического опьянения, хронического алкоголизма, дипсомании, белой горячки, алкогольного галлюциноза, алкогольного параноида, корсаковского психоза, алкогольного псевдопаралича и некоторых хронических медикаментозных интоксикаций (морфином, опиумом, кокаином, барбитуратами, кодеином и др. Он правильно дискриминирует тенденции некоторых психиатров расценивать частичную или тотальную амнезию при алкогольном опьянении как «глубокое помрачение сознания во время всего опьянения». При экспертизе опьянения такая ошибочная точка зрения приводит к «широкой экскульпации лиц, совершивших преступление в пьяном виде». Автор четко и правильно с клинических позиций подчеркивает, что амнезия последнего периода опьянения встречается довольно часто при обычном опьянении ни на какую психопатологию она не указывает и не должна служить основанием для экскульпации. Серьезное внимание уделено патологическому опьянению. Излагая клинические концепции предшествующего периода и современные точки зрения, автор монографии стоит на научно обоснованных позициях и закономерно пытается сузить клинические рамки патологического опьянения. Большинство специалистов рассматривает это опьянение в широких границах, относя сюда и кратковременное сумеречное состояние при эпилепсии, истерии, травмах головного мозга и др., спровоцированное алкоголем, когда последний является лишь пусковым механизмом.
Большое внимание уделено роли ослабляющих организм факторов (переутомление, недосыпание, истощение, перегревание, реконвалесцентное состояние после инфекционных заболеваний, волнение, страх, стресс и др. ) в развитии патологического опьянения.
В.Е. Рожнов правильно указывает на ошибочность суждения о том, что все пережитое во время патологического опьянения полностью амнезируется и что эта амнезия якобы может служить для дифференцирования патологического опьянения от
простого. Фактически же встречаются случаи патологического опьянения, после которого испытуемый может вспоминать отдельные его фрагменты.
Автор указывает на особенности изменения сознания при патологическом опьянении и болезненном изменении ориентировки в окружающем, причем внешняя среда воспринимается угрожающей по отношению к испытуемому и он не сохраняет контакта с окружающими и не способен «к совместным целенаправленным действиям с ними». Правильно отмечены особенности речи, которая при патологическом опьянении немногословна, слова произносятся отрывочно — в форме угроз или призывов о помощи. Серьезное внимание уделено оценке моторики, которая при патологическом опьянении не нарушается; в отличие от простого опьянения координация движений хорошая, сохраняется способность к быстрому передвижению, бегу и даже прыжкам.
Хорошо изложена и иллюстрирована яркими примерами судебнопсихиатрическая экспертиза хронического алкоголизма, алкогольных психозов и хронических медикаментозных интоксикаций. Однако некоторые концепции автора по меньшей мере дискуссионны: например, недооценивается роль почвы, на которой возникает патологическое опьянение. Правильно указывая на значение ослабляющих факторов в возникновении патологического опьянения (стр. 23), автор пишет (стр. 24), что почва — «длительное наличествующее болезненное состояние, видимо не имеет того решающего значения, какое ей придавалось прежде».
Мы думаем, что почва, или, вернее, факторы, временно переходящие или длительно влияющие на функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы, играют известную роль в этиологии патологического опьянения. Спорным является также мнение автора о том, что патологическое опьянение встречается лишь в 2 клинических вариантах: эпилептоидном и галлюцинаторно-параноидном. В клинической практике встречаются и другие формы, в частности делириозная, истерическая, маниакальная и др.
В.Е. Рожнов прав, отстаивая. нозологическую самостоятельность дипсоманий. Однако поскольку у таких больных нет формальных признаков психического расстройства, которое лишало бы их возможности правильно руководить своими поступками и поведением (исключая болезненное влечение к алкоголю, встречающееся и при других алкогольных заболеваниях), больных следует признавать вменяемыми. Поэтому нельзя согласиться с точкой зрения И.Н. Введенского (которую поддерживает и В.Е. Рожнов), признававшего их невменяемыми.
Эти недочеты незначительны, они не умаляют достоинства монографии. Она написана хорошим языком и является первым монографическим пособием по судебнопсихиатрической экспертизе алкоголизма и других наркоманий. Автор основывается на данных современной литературы и своем богатом клиническом опыте.
Монография В.Е. Рожнова — ценное пособие как для клиницистов, занимающихся вопросами судебнопсихиатрической экспертизы, так и для работников смежных специальностей — криминалистов, юристов и др.
Проф. И.В. Стрельчук
похожие статьи
Морфометрия в диагностике скоропостижной смерти при хронической ишемической болезни сердца и сочетание ее с алкоголем / Травенко Е.Н., Породенко В.А., Быстрова Е.И., Ильина А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 112-115.
Патоморфологические изменения внутренних органов при сочетанной интоксикации алкоголем и наркотиками / Гиголян М.О., Штарберг А.И., Черемкин М.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 58-61.
Практика применения принципов Стамбульского протокола при производстве судебно-медицинских и психолого-психиатрических экспертиз / Мукашев М.Ш., Халитова Е.А., Колопов А.С. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 56-62.